07 февраля 2022 г. |
Дело N А56-4382/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" Никитенко С.В. (доверенность от 29.08.2021), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Кольцовой Т.Ю. (доверенность от 25.05.2021),
рассмотрев 24.01-31.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А56-4382/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5", адрес: 195176, Санкт-Петербург, ш. Революции, д. 17, ОГРН 1037816019230, ИНН 7806023824 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), о признании недействительным решения от 17.12.2020 по жалобе N Т02-970/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод об обоснованности укрупнения лота путем объединения двух разнородных услуг, не связанных между собой технологически и функционально, регулируемых разными нормативно-правовыми актами. Такое нарушение, по мнению Учреждения, привело к ограничению и практически полному исключению участия в профильной закупке уполномоченных органами исполнительной власти города специализированных государственных медицинских учреждений, которые могут профессионально проводить обязательное психиатрическое освидетельствование (далее - ОПО) в рамках части 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) без нарушения законодательства в сфере охраны врачебной тайны.
В судебном заседании 24.01.2022 был объявлен перерыв до 31.01.2022.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия против доводов жалобы возразила.
УФАС о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Предприятием (заказчиком) опубликовано извещение N 32009743945 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров с проведением экспертизы профессиональной пригодности и, в предусмотренных законодательством случаях, экспертизы связи заболевания с профессией, проведение ОПО работников Предприятия, а также документация о закупке (далее - Документация).
Начальная (максимальная) цена договора: 8 530 515 руб.
Срок окончания оказания услуг: не позднее 31.12.2021.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг Предприятия.
Учреждение, ссылаясь на необоснованное укрупнение лота закупки путем включения в предмет проводимой закупки таких услуг, как ОПО, а также предварительные и периодические медицинские осмотры, обратилось в УФАС с жалобой (от 08.12.2020 вх. N 44787-ЭП/20).
Рассмотрев жалобу, УФАС вынесло решение от 17.12.2020 N Т02-970/20, которым признало ее необоснованной, указав на отсутствие в действиях заказчика нарушений Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением УФАС, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованном включении в один лот услуг по проведению ОПО работников и услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, что ограничивает конкуренцию, признал недействительным оспариваемое решение УФАС.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании пункта 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с пунктами 9, 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Правила описания предмета закупки в документации регламентированы частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 2.1 Технического задания (приложение N 3 к Документации) целью закупки является охрана здоровья работников заказчика, занятых на работах с вредными условиями труда, а также освидетельствование работников, осуществляющих деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности.
В пункте 7.1.9 Документации определены требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям, в том числе наличие действующей лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", дающей право на выполнение следующих работ (услуг) по:
- медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
- экспертизе профессиональной пригодности;
- экспертизе связи заболевания с профессией;
- психиатрическому освидетельствованию.
В соответствии с пунктами 3.4 - 3.6 Технического задания Документации предварительные и периодические медицинские осмотры, а также психиатрическое освидетельствование проводятся в соответствии с календарным планом, разработанным исполнителем на основании контингента и списков работников заказчика, и согласованным с заказчиком, с указанием точной даты прохождения периодического медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования каждым работником. При этом проведение медосмотров должно быть организовано из расчета экономии времени работников заказчика, без очередей и при наличии всех врачей - специалистов согласно представленному перечню услуг. Срок обследования одного работника - не более 2-х часов в один день в один визит.
Психиатрическое освидетельствование работника проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Правила N 695) и направлено для определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Постановление N 377).
На основании части 4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н) предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, признавая решение УФАС недействительным, пришел к выводу, что включение в один лот (в одну закупку) услуг по проведению ОПО работников и услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников безусловно ограничивает конкуренцию, так как медицинские организации, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, не имеют утвержденные уполномоченным органом здравоохранения врачебные комиссии на проведение ОПО. При этом, медицинские организации, уполномоченные исполнительными органами государственной власти в сфере здравоохранения на проведение ОПО в порядке применения статьи 213 ТК РФ не могут проводить предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, так как это не входит в порядок оказания психиатрической помощи населению и не отражено в уставах данных организаций.
Между тем суд апелляционной инстанции в конкретных обстоятельствах спора правомерно учел следующее.
Согласно пункту 9 приложения N 3 Приказа N 302н для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, в том числе решение врачебной комиссии, проводившей ОПО (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Согласно примечанию 5 к приложению N 1 Приказа N 302н участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
Пунктом 38 Приказа N 302н установлено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. В год проведения данного осмотра периодический осмотр в другой медицинской организации не проводится.
При этом в соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят ОПО не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (пункты 4 и 5 Правил N 695).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника (пункт 6 Правил N 695). Согласно пункту 9 Правил N 695 комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
Апелляционный суд на основе материалов дела и пояснений Предприятия отметил, что у заказчика трудятся более 9000 человек, в целях соблюдения требований законодательства Предприятием ежемесячно проводится более 1000 медицинских осмотров. Предприятие обеспечивает оперативное исполнение услуг по договору (быстрое и оперативное обследование персонала), а также уменьшает начальную (максимальную) цену договора (снижаются расходы на фонд оплаты труда, сокращаются транспортные расходы), все это позволяет минимизировать временные материальные затраты с обеспечением непрерывности производственно-технологических циклов.
В настоящем случае заказчик не ведет речи о проведении ОПО организациями, не имеющими сформированную комиссию по проведению ОПО, созданную органом управления здравоохранением.
Напротив, в соответствии с пунктом 3.11 Технического задания для проведения психиатрического освидетельствования исполнителем должна быть сформирована постоянно действующая врачебная комиссия, созданная в соответствии с пунктом 4 Правил N 695 органом управления здравоохранением, в составе не менее 3-х врачей психиатров. Для соблюдения положений, изложенных в пункте 4 Правил N 695, в данной части договора допускается привлечение соисполнителя из числа медицинских организаций, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, в которых сформирована комиссия по проведению ОПО. В случае, если участник является организацией, не подведомственной Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, то для подтверждения данного требования участник предоставляет в составе предложения копию договора с медицинской организацией, подведомственной Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, с приложением копии приказа о создании в данной организации врачебной комиссии по проведению ОПО.
Пунктом 1.1 Документации предусмотрена возможность принять участие в закупке в составе одного участника нескольким лицам, независимо от организационно-правовой формы (коллективное участие), формы собственности и места нахождения, которые могут соответствовать требованиям, установленным заказчиком в Техническом задании, в том числе осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также психиатрическому освидетельствованию.
Для соблюдения положений, изложенных в пункте 4 Правил N 695, условиями пункта 2.4.6 проекта договора допускается возможность привлечения лиц из числа медицинских организаций, имеющих сформированную комиссию по проведению ОПО, созданную органом управления здравоохранением, либо договор, заключенный с третьим лицом, имеющим такую комиссию.
Из содержания пунктов 6.2 - 6.4 Документации, пунктов 2.4.6. 2.4.7 проекта договора также следует, что исполнителем по договору в целях исполнения обязательств могут быть привлечены соисполнители как для оказания услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров с проведением экспертизы профессиональной пригодности и, в предусмотренных законодательством случаях, экспертизы связи заболевания с профессией, так и для оказания услуг по проведению ОПО.
Для проведения ОПО медицинской организацией должна быть сформирована врачебная комиссия в соответствии с пунктом 4 Правил N 695 либо заключен договор с третьим лицом, имеющим такую комиссию, что подтверждается копией утвержденного органом управления здравоохранения приказа о создании врачебной комиссии, либо договор с третьим лицом, имеющим такую комиссию.
Руководствуясь изложенными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что любая медицинская организация, как имеющая, так и не имеющая созданные органом управления здравоохранением врачебные комиссии по проведению ОПО, имеет возможность принять участие в проводимой Предприятием закупке медицинских услуг с последующим привлечением соисполнителей.
Предприятие пояснило, что ранее в предыдущие годы проводило аналогичные закупки, при которых ОПО осуществлялось медицинскими организациями, имеющими созданные органом управления здравоохранением врачебные комиссии по проведению ОПО, привлеченными по договору победителем (привлеченными соисполнителями).
Ссылка Учреждения на иную судебно-арбитражную практику не учитывает отличия в фактических обстоятельствах (осуществления в других делах государственных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо с иными условиями закупочной документации, не предусматривающими возможность привлечения для проведения ОПО соисполнителей (третьих лиц) по договору). Соблюдение законодательства в сфере охраны врачебной тайны является обязательным и не зависит от проводимой закупки.
Первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения (Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом ВС РФ 16.05.2018).
В рассматриваемой закупке никаких преимущественных либо дискриминационных условий отдельным участникам торгов не предъявляется, иное не доказано.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора суд апелляционной инстанции признал правомерным решение УФАС по существу.
Нарушений норм материального и процессуального права апелляционным судом не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А56-4382/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения (Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом ВС РФ 16.05.2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2022 г. N Ф07-17621/21 по делу N А56-4382/2021