10 февраля 2022 г. |
Дело N А05-7101/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Кустова А.А.,
рассмотрев 10.02.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу муниципального предприятия "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А05-7101/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Горводоканал", адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Некрасова, дом 2, ОГРН 1022901027225, ИНН 2904002069 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 17 "Колобок", адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Кедрова, дом 8, ОГРН 1022901024321, ИНН 2904009466 (далее - Учреждение), о взыскании 56 947 руб. 78 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, 14 236 руб. 94 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы и 178 руб. почтовых расходов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.09.2021 (принятым в виде резолютивной части 20.08.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2021, иск удовлетворен частично: с Учреждения в пользу Предприятия взыскано 14 236 руб. 94 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также 569 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 35 руб. 60 коп. судебных издержек; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 03.09.2021 и постановление от 22.11.2021 в части отказа во взыскании 56 947 руб. 78 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, новая редакция Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), не связывает начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с конкретными видами экономической деятельности абонента (далее - ОКВЭД); абоненты, объекты которых соответствуют любому из перечисленных в пунктах 123 (4) и 203 Правил N 644, обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ составе сточных вод; если объект абонента подпадает под действие пункта 203 Правил N 644, начисление платы производится расчетным способом без результатов контроля состава сточных вод; Учреждение не представило доказательств отсутствия в сбрасываемых сточных водах превышения концентрации загрязняющих веществ; одновременно с образовательной деятельностью Учреждение осуществляет деятельность по общественному питанию; ссылка судов на классификаторы ОКВЭД несостоятельна; обжалуемые судебные акты противоречат сложившейся судебной практике.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Учреждение (абонент) 01.04.2021 заключили единый договор об оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения N 153 (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу сточных вод, требования к их составу и свойствам, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также оплачивать водоотведение в соответствии с условиями Договора.
Согласно пункту 1.1 Договора водоснабжение и водоотведение осуществляются в отношении следующих объектов: здание детского сада комбинированного вида N 17 "Колобок" по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Кедрова, дом 8; детский сад на 220 мест по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Кедрова, дом 19.
Права и обязанности сторон установлены в разделе IV Договора.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 12 Договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Договор вступает в силу с 01.01.2021 и действует до 31.12.2021 (пункты 68, 69 Договора).
В приложениях N 2, 2.15 к Договору согласованы места отбора проб сточных вод, положение данных точек отражено на схемах.
В приложении 5 к Договору стороны согласовали, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией ВКХ ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644 (без процедуры отбора и анализа проб сточных вод), при наличии условий, установленных пунктом 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728)); дополнительно к плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ежемесячно будет производиться расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (плата в целях охраны водных объектов от загрязнения) по формуле, предусмотренной вышеуказанным пунктом 203 Правил N 644.
Предприятие, ссылаясь на изменения в Правилах N 644 и полагая, что фактической деятельностью Учреждения является в том числе деятельность по организации общественного питания, на основании пункта 123 (4) и пункта 203 Правил N 644 произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, предъявив к оплате счета от 30.03.2021 N 1390 и N 1391 на общую сумму 71 184 руб. 72 коп., из которых 14 236 руб. 94 коп. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части допустимой концентрации загрязняющего вещества и 56 947 руб. 78 коп. - за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Претензией от 17.06.2021 Предприятие уведомило Учреждение о наличии задолженности, которую просило погасить в добровольном порядке.
Поскольку требование претензии Учреждение не исполнило и данную сумму не уплатило, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что объем сточных вод Учреждения в спорном периоде составлял менее 30 куб.м в сутки, признали правомерным начисление 14 236 руб. 94 коп. платы в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 и удовлетворили требования в указанной части. Судебные акты в данной части сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 56 947 руб. 78 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод суды исходили из того, что Учреждение оказывает услуги в сфере дошкольного образования и не осуществляет деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд, а также деятельность общественного питания; доказательств того, что сточные воды, отводимые ответчиком в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы, в материалы дела не представлено.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Правоотношения сторон в сфере холодного водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ (далее - Закон N 416-ФЗ), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации ВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованную систему водоотведения. А в подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 - соответствующая обязанность абонента производить оплату.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод) определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в пункте 197 Правил N 644.
Постановлением N 728 Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе тех, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм, сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм, сост. = 2 х Т х Qnp1.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1-го июля предшествующего календарного года по 30-е июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию ВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержатся и классифицированы в ОКВЭД2, используемом в том числе при определении основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, и входящем в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации. Производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно группировке 10.85 ОКВЭД2 - это самостоятельный вид экономической деятельности, включающий производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни.
Из приведенных характеристик следует, что деятельность в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд - профессиональная деятельность субъектов экономической деятельности, направленная на получение коммерческого результата, то есть прибыли.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 - 68, 71, 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и устава Учреждения основным видом его экономической деятельности является дошкольное образование; ответчик не относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, и не осуществляет профессиональную хозяйственную деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд и общественного питания, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Судами установлено, что из анализа документов Учреждения в совокупности с представленными истцом доказательствами не следует вывод о том, что оказание ответчиком услуг в сфере дошкольного образования подразумевает под собой в качестве основного и (или) дополнительного вида деятельности право заниматься деятельностью в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд и общественного питания, которые имеют цель их реализации неопределенному кругу лиц.
В рассматриваемой ситуации, вопреки доводам истца, Учреждение не относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, а сама по себе организация им питания воспитанников детского сада не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд и общественному питанию как самостоятельному виду деятельности, отвечающему признакам профессиональности.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию ее подателя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А05-7101/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Горводоканал" - без удовлетворения.
Судья |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 2 пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2022 г. N Ф07-20087/21 по делу N А05-7101/2021