10 февраля 2022 г. |
Дело N А13-7694/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 09.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А13-7694/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным вынесенного Управлением Федерального казначейства по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 10, ОГРН 1033500037757, ИНН 3525043546 (далее - Управление) представления от 25.04.2018 N 30-12-29/20-2515 и об обязании Управления устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, адрес: 107139, Москва, Орликов пер., д. 1/11, ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454 (далее - Министерство) и Правительство Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247 (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 30.04.2021 заявление Департамента частично удовлетворено: представление Управления признано недействительным в части требований, основанных на нарушениях в объеме, превышающем в денежном выражении 3 619 921 руб. 10 коп., а также в части принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений в соответствующем объеме, превышающем в денежном выражении 3 619 921 руб. 10 коп.; на Управление возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов департамента; в удовлетворении остальной части заявленных требований Департаменту отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 решение от 30.04.2021 отменено в части отказа Департаменту в удовлетворении заявления, в указанной части представление Управления признано недействительным; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 15.09.2021 и оставить в силе решение от 30.04.2021.
По мнению подателя жалобы, апелляционным судом не учтено, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 88 253 088 руб. 24 коп. субсидия из федерального бюджета в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации могла быть использована Вологодской областью в размере не более 36 450 620 руб. 01 коп. из 137 846 800 руб. полученных. Как указывает Управление, в связи с несоблюдением соотношения доли использования средств субсидии перерасход Вологодской областью субсидии из федерального бюджета составил 3 619 921 руб. 10 коп., что обоснованно признано судом первой инстанции. Податель жалобы считает, что экономия средств субсидии, полученной заявителем из федерального бюджета, сложилась в связи с уменьшением в ней потребности Вологодской области. В этой связи в соответствии с пунктами 27 и 28 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Правила), неиспользованные средства субсидии подлежали распределению между другими регионами при наличии у них потребности в данной субсидии. Также Управление указывает, что взыскание с Департамента спорной суммы субсидии в федеральный бюджет произведено не на основании оспариваемого представления, а на основании приказов Министерства Финансов Российской Федерации от 03.07.2018 N 1586-1589 на бесспорное взыскание средств.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить принятое по делу постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 12.01.2022 представители Департамента и Правительства возражали против удовлетворения жалобы, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Определением суда округа от 12.01.2022 рассмотрение кассационной жалобы Управления откладывалось на 09.02.2022 в 11.00.
В судебном заседании, назначенном на указанную дату и время рассмотрение кассационной жалобы продолжено в том же судебном составе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в период с 15.02.2018 по 03.04.2018 должностными лицами Управления на основании приказа от 12.02.2018 N 68 о/д (в редакции от 14.02.2018 N 74 о/д) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Департаментом условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2016 год.
В ходе проверки Управлением установлено, что в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа), между Министерством и Правительством заключено Соглашение от 06.04.2016 N 217/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Вологодской области (далее - Соглашение N 217/10-с).
Предметом Соглашения N 217/10-с явилось предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Вологодской области по реализации следующих мероприятий Программы:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности;
- развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
- развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности;
- мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Пунктом 1.2 Соглашения N 217/10-с предусматривалось, что Министерство в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и лимитами бюджетных обязательств, утвержденных Министерству, направляет Вологодской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду 082 по разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации, на софинансирование мероприятий Программы в форме субсидий, предусмотренные на реализацию Программы, по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложении 1 к Соглашению N 217/10-с.
Орган исполнительной власти Вологодской области (Правительство) обязался использовать субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 335-р в порядке и на условиях, установленных в соответствии с Правилами (приложения 3, 8, 9 к Программе) (пункт 1.3 Соглашения N 217/10-с).
Соглашением N 217/10-с на финансовое обеспечение в 2016 году мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности" (далее - Мероприятие), предусматривались средства в размере 137 846 800 руб., из которых:
56 934 000 руб. составляли объем финансирования за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Вологодской области;
80 912 800 руб. - объем финансирования за счет средств консолидированного бюджета Вологодской области (в том числе средства местных бюджетов муниципальных образований Вологодской области - 1 382 800 руб., средства бюджета Вологодской области - 79 530 000 руб.).
Между тем на основании данных отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127), отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф. 0503324), копий документов (справки о стоимости работ, акты выполненных работ, локально-сметные расчеты), формы N 1-УРСТ федерального статистического наблюдения N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", формы N 2-УРСТ (годовая) "Реестр получателей субсидий на реализацию мероприятий по развитию социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" Управлением в ходе проверки установлено, что фактически кассовые расходы Департамента на исполнение Программы составили всего 88 253 088 руб. 24 коп., из которых :
48 279 779 руб. 40 коп. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 39 973 308 руб. 84 коп. - за счет средств консолидированного бюджета Вологодской области (в том числе 38 436 408 руб. 33 коп. - за счет средств бюджета Вологодской области, 1 536 900 руб. 51 коп. - за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Вологодской области).
Рассчитав соотношение между величиной субсидии, предоставление которой по условиям Соглашения N 217/10-с предусматривалось бюджету Вологодской области из федерального бюджета, к общей величине средств, предусмотренных Соглашением N 217/10-с на финансовое обеспечение Мероприятий (56 934 000 руб. / 137 846 800 руб.), и умножив полученный результат на общий объем фактически использованных средств (88 253 088 руб. 24 коп.), Управление пришло к выводу, что полученная в результате этих расчетов величина (36 450 620 руб. 01 коп.) является максимальным размером субсидии из федерального бюджета, который мог быть использован Вологодской областью в 2016 году.
В этой связи Управление признало, что Департаментом совершено бюджетное нарушение, выразившееся в несоблюдении условий софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Вологодской области. По мнению ответчика, фактический перерасход средств федерального бюджета составил 11 829 159 руб. 39 коп. (48 279 779 руб. 40 коп. - 36 450 620 руб. 01 коп.).
Как указало Управление, Департаментом, являющимся ответственным исполнителем государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы", в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 2.2.4 Соглашения N 217/10-с не обеспечено выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 217/10-с в объемах, не менее предусмотренных в приложении 2 к Соглашению N 217/10-с, и соответственно, не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Вологодской области, что повлекло перерасход средств субсидии из федерального бюджета на указанную сумму.
По результатам выездной проверки Управлением вынесено представление от 25.04.2018 N 30-12-29/20-2015, в котором Департаменту предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок 30 календарных дней с даты получения представления.
Считая представление от 25.04.2018 незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав выявленный Управлением перерасход субсидии из федерального бюджета бюджетным нарушением, но подтвержденным лишь в размере 3 619 921 руб. 10 коп., признал оспариваемое представление недействительным в части, превышающей указанную сумму, и отказал Департаменту в удовлетворении остальной части заявления.
Основанием для принятия названного решения послужило то, что Департамент в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 2.2.4 Соглашения N 217/10-с, не обеспечил в 2016 финансовом году уровень софинансирования Программы, установленный Соглашением N 217/10-с для бюджета субъекта Российской Федерации, а произвел финансирование из бюджета Вологодской области расходных обязательств, на реализацию которых предоставлялись субсидии, в меньшем объеме, чем это предусматривалось Соглашением, что привело к излишнему расходованию средств федерального бюджета в сумме 3 619 921 руб. 10 коп. При этом суд первой инстанции суд согласился с доводами Управления о том, что в сокращение расходов бюджета Вологодской области на софинансирование Программы является односторонним нарушением Соглашения 217/10-с и формальным поводом для получения экономии собственных средств бюджета области в нарушение принятых на себя обязательств.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Департамента ошибочными, поскольку установил соблюдение Департаментом условий использования выделенных из федерального бюджета средств субсидии и не усмотрел в его действиях бюджетного нарушения. Отменив решение суда первой инстанции в этой части, апелляционный суд признал заявление Департамента подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что при принятии обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в проверяемый период и на дату вынесения оспариваемого представления) бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999).
В силу пункта 2 названных Правил (в редакции, действовавшей в 2016 году) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 999 предоставления субсидий государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил N 999).
В пунктах 16 и 19 указанных Правил приведены случаи нарушения обязательств (подпункты "б" и "в" пункта 10), при которых возможен возврат средств предоставленной субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 999 основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 этих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В силу пункта 22 Правил N 999 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждены Правила представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (далее - Правила N 598, Приложение N 8).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 598 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающем следующие положения:
а) сведения о размере предоставляемой субсидии на очередной финансовый год и плановый период, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации;
б) сведения об объеме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 данных Правил.
Указанные условия не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации (далее - субъект РФ) соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Кроме того, Правила N 598 содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
Соблюдение уровней софинансирования как за счет средств субсидий из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивается, в частности тем, что если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 данных Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
В соответствии с пунктом 25 Приложения N 8 в случае потребности субъекта Российской Федерации в уменьшении размера субсидии в текущем финансовом году размер субсидии подлежит сокращению на основании письменного обращения органа исполнительной власти.
При этом Правила N 598 содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в соглашении.
Такое соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, между Российской Федерацией и Вологодской областью в лице их государственных органов заключено Соглашение N 217/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета, в котором предусмотрены конкретные суммы расходных обязательств за счет двух уровней бюджетов, вытекающие из федерального закона о Федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, Закона Вологодской области от 16.12.2015 N 3842-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" с изменениями и Программы.
В соответствии с Соглашением стороны приняли на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как Государственной программы N 717, так и Программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Пунктом 1.2 Соглашения N 217/10-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложении 1 (расходные обязательства).
Пунктом 3.1 Соглашения N 217/10-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения орган исполнительной власти (Правительство области) использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных Распоряжением (распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 335-р) в порядке и на условиях, установленных в соответствии с Правилами (приложения 3, 8, 9 к Программе).
Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 217/10-с определены размеры бюджетных ассигнований из федерального бюджета (и консолидированного бюджета Вологодской области (с учетом бюджетов муниципальных образований) на реализацию мероприятий Программы, составляющие в их соотношении 70% и 30% соответственно.
В силу пункта 2.2.4 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти (Правительство области) обязался обеспечить финансирование мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 217/10-с в объемах, не менее предусмотренных в Приложении N 2.
При изменении объемов средств бюджета Вологодской области, предусмотренных Приложением N 2 к указанному Соглашению по мероприятиям Программы, в течение 10 рабочих дней представляет министерству сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области на исполнение расходных обязательств Вологодской области в соответствии с выпиской из закона Вологодской области о бюджете Вологодской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 Соглашения, заверенной финансовым органом Вологодской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Вологодской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему Соглашению.
В силу пункта 2.2.5 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти обязался обеспечить достижение показателей результативности использования субсидий, установленных приложением 1 к Соглашению.
В случае если Вологодской областью по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности использования субсидий, указанные в приложении 1 к Соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по форме согласно приложению 4 к Приказу Минсельхоза России от 04.03.2015 N 85 "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета Вологодской области в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.2.9 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти обязался также обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных министерством, в соответствии с Соглашением.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Вологодской областью условий ее предоставления к Вологодской области применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установлено апелляционным судом, Департамент не нарушил условия представления и расходования полученных из федерального бюджета субсидий, поскольку выполнил условия данного соглашения, а именно использовал субсидии на цели и в размерах, установленных в приложениях 1 к данному Соглашению, обеспечил перечисление средств федерального бюджета и бюджета Вологодской области на счета получателей средств, в том числе исполнителей работ, обеспечил выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в Соглашении, а также достиг показателей результативности использования предоставленных субсидий, что Управлением не оспаривалось.
В соответствии со статьей 306.8 (в редакции, действовавшей с 01.01.2016) нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Между тем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент не нарушил условия представления и расходования средств субсидий, полученных из федерального бюджета.
Соглашением N 217/10-с не определялся уровень софинансирования из бюджетов в процентном соотношении к фактическим расходным обязательствам.
Данным Соглашением определены лишь планируемые размеры софинансирования в абсолютных значениях, которые не были нарушены заявителем.
Материалами дела подтверждено, что Департамент использовал средства предоставленных из федерального бюджета субсидий в пределах выделенных лимитов, при этом средства регионального бюджета использовал в меньшем объеме, однако при этом доля финансового участия Вологодской области не снизилась менее предельного уровня софинансирования, установленного Правилами N 528 и равного 30%.
Управлением не отрицается тот факт, что во исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 2.2.4 Соглашения N 217/10-с Департаментом представлена в Министерство выписка из Закона Вологодской области от 16.12.2015 N 3842-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год", заверенная финансовым органом Вологодской области и письмо Губернатора Вологодской области от 28.12.2016 N их.01-15468/16 о необходимости заключить дополнительное соглашение.
Однако дополнительное соглашение со стороны Министерства не подписано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Департамента вмененного ему бюджетного правонарушения, связанного с необеспечением в 2016 году уровня софинансирования Программы, и признал заявленные им требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вывод апелляционного суда не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 306-ЭС19-13473 по делу N А49-6772/2018 с аналогичными обстоятельствами.
Ссылки подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в судебных актах по иным делам, не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле судом апелляционной инстанции установлены иные обстоятельства.
За пределы толкования соответствующих норм права апелляционный суд не вышел.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Указанные доводы выводов апелляционного суда не опровергают и о нарушении им норм материального права не свидетельствуют, а направлены по своей сути на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что в компетенцию суда округа не входит.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления от 15.09.2021 и удовлетворения кассационной жалобы Управления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А13-7694/2018, оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если Вологодской областью по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности использования субсидий, указанные в приложении 1 к Соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по форме согласно приложению 4 к Приказу Минсельхоза России от 04.03.2015 N 85 "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета Вологодской области в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил предоставления субсидий.
...
Вывод апелляционного суда не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 306-ЭС19-13473 по делу N А49-6772/2018 с аналогичными обстоятельствами.
...
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления от 15.09.2021 и удовлетворения кассационной жалобы Управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2022 г. N Ф07-17822/21 по делу N А13-7694/2018