г. Вологда |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А13-7694/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Орловой Н.В. по доверенности от 11.01.2021, от Управления Федерального казначейства по Вологодской области Ефимовой А.В. по доверенности от 26.08.2021 N 30-12-40/16, Елизаровой С.В. по доверенности от 15.06.2021 N 30-12-40/13, от правительства Вологодской области Орловой Н.В. по доверенности от 09.08.2021 N их.01-10924/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2021 года по делу N А13-7694/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН 1033500037757, ИНН 3525043546; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 10; далее - управление, УФК) о признании незаконным представления от 25.04.2018 N 30-12-29/20-2515, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454; адрес: 107139, Москва, Орликов переулок, дом 1/11; далее - министерство), правительство Вологодской области (ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 2; далее - правительство).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично: представление управления признано недействительным в части требований о рассмотрении информации о нарушениях в объеме, превышающем в денежном выражении 3 619 921 руб. 10 коп., а также о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений в соответствующем объеме, превышающем в денежном выражении 3 619 921 руб. 10 коп.; на управление возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов департамента; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что действующим законодательством установлен лишь минимальный предел софинансирования субсидий - 30 %, запрет на софинансирование в большем объеме отсутствует. Указывает на то, что выделенные федеральным бюджетом средства использованы в пределах выделенных лимитов и по целевому назначению, заявителем не нарушены установленные соглашением размеры софинансирования.
Представитель департамента в судебном заседании уточнил просительную часть апелляционной жалобы, просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом её уточнения; как представитель правительства в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании также поддержал доводы апелляционной жалобы департамента.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражений относительно частичного удовлетворения требований ответчиком не заявлено.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 названного Кодекса апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой фондом части, поскольку учреждением и третьим лицом соответствующих возражений не заявлено.
Заслушав объяснения представителей департамента, управления и правительства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит её подлежащей удовлетворению, а решение суда - частичной отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 15.02.2018 по 03.04.2018 должностными лицами управления на основании приказа от 12.02.2018 N 68 о/д (в редакции от 14.02.2018 N 74 о/д) в отношении департамента проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2016 год. Срок проведения указанной проверки продлевался в соответствии с приказом управления от 20.03.2018 N 117о/д.
В ходе проверки УФК установлено, что в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа) министерством и правительством заключено Соглашение от 06.04.2016 N 217/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Вологодской области (далее - Соглашение N 217/10-с).
По условиям пункта 1.1 Соглашения N 217/10-с его предметом является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Вологодской области по реализации следующих мероприятий Программы:
по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности;
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности;
мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
В пункте 1.2 Соглашения N 217/10-с предусмотрено, что министерство в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и лимитами бюджетных обязательств, утвержденных министерству, направляет Вологодской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду 082 по разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации, на софинансирование мероприятий Программы в форме субсидий, предусмотренные на реализацию Программы, по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложении 1 к Соглашению N 217/10-с.
Орган исполнительной власти (правительство) использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных Распоряжением (распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 335-р) в порядке и на условиях, установленных в соответствии с Правилами (приложения 3, 8, 9 к Программе) (пункт 1.3 Соглашения N 217/10-с).
Также управлением в ходе проверки установлено, что Соглашением N 217/10-с на финансовое обеспечение в 2016 году мероприятия "по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности" (далее - Мероприятие), предусмотрены средства в размере 137 846 800,00 рублей, из них:
56 934 000 руб. - объем финансирования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Вологодской области;
80 912 800 руб. - объем финансирования за счет средств консолидированного бюджета Вологодской области (в том числе средства местных бюджетов муниципальных образований Вологодской области - 1 382 800 руб., средства бюджета Вологодской области - 79 530 000 руб.).
На основании данных отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127), отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф. 0503324), копий документов (справки о стоимости работ, акты выполненных работ, локально-сметные расчеты), формы N 1-УРСТ федерального статистического наблюдения N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", формы N 2-УРСТ (годовая) "Реестр получателей субсидий на реализацию мероприятий по развитию социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" УФК установлено, что фактически кассовые расходы составили всего 88 253 088 руб. 24 коп., из них:
48 279 779 руб. 40 коп. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
39 973 308 руб. 84 коп. - за счет средств консолидированного бюджета Вологодской области (в том числе 38 436 408 руб. 33 коп. - за счет средств бюджета Вологодской области, 1 536 900 руб. 51 коп. - за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Вологодской области).
Рассчитав соотношение между величиной субсидии, предоставление которой по условиям Соглашения N 217/10-с предусмотрено из федерального бюджета бюджету Вологодской области, к общей величине средств, предусмотренных Соглашением N 217/10-с на финансовое обеспечение вышеуказанного Мероприятия (56 934 000 руб. / 137 846 800 руб.), и умножив полученный результат на общий объем фактически использованных средств (88 253 088 руб. 24 коп.), управление пришло к выводу о том, что полученная в результате этих расчетов величина (36 450 620 руб. 01 коп.) означает максимальный размер субсидии из федерального бюджета, который, по мнению управления, мог быть использован Вологодской областью в 2016 году.
В связи с этим управление пришло к выводу о совершении департаментом бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Вологодской области, поскольку, по мнению ответчика, фактический перерасход средств федерального бюджета составил 11 829 159 руб. 39 коп. (48 279 779 руб. 40 коп. - 36 450 620 руб. 01 коп).
В акте выездной проверки УФК от 03.04.2018 отражено, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 2.2.4 Соглашения N 217/10-с департаментом, являющимся ответственным исполнителем Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы", не обеспечено выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 217/10-с в объемах, не менее предусмотренных в приложении 2 к Соглашению N 217/10-с, тем самым не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Вологодской области, что повлекло перерасход средств субсидии из федерального бюджета в сумме 11 829 159 руб. 39 коп. (том 1, лист 57).
По результатам выездной проверки заявителя управлением вынесено представление 25.04.2018 N 30-12-29/20-2015, в котором указано данное нарушение и департаменту предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок 30 календарных дней с даты получения представления.
Не согласившись с названным представлением, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой департаментом части, пришел к выводу о наличии в деянии департамента нарушения положений пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 2.2.4 Соглашения N 217/10-с, поскольку получатель субсидии не обеспечил в 2016 финансовом году уровень софинансирования Программы, установленный Соглашением N 217/10-с для бюджета субъекта Российской Федерации, а произвел финансирование из бюджета Вологодской области расходных обязательств, на реализацию которых предоставлялись субсидии, в меньшем объеме, чем это предусмотрено названным Соглашением, что привело к излишнему расходованию средств федерального бюджета в сумме 3 619 921 руб. 10 коп.
При этом судом установлено, что названая сумма нарушения указана в уведомлении Федерального казначейства о применении бюджетных мер понуждения от 01.06.2018 N 07-04-04/09-11167 (том 3, листы 80-86), в котором приведен подробный расчет суммы вмененного заявителю в вину бюджетного нарушения.
В связи с этим суд согласился с доводами управления о том, что в рассматриваемом случае сокращение указанных расходов на софинансирование является односторонним нарушением Соглашения N 217/10-с и формальным поводом для получения экономии собственных средств бюджета области в нарушение принятых на себя обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Апелляционная инстанция, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ в редакции Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ).
В данном случае судом установлено и подателем жалобы не оспаривается, что с учетом Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, оспариваемое представление выдано уполномоченным органом.
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период и на дату вынесения оспариваемого представления), согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В материалах дела, а именно в уведомлении Федерального казначейства о применении бюджетных мер понуждения от 01.06.2018 N 07-04-04/09-11167 усматривается, что фактические расходы:
- по мероприятию развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности за 2016 год составили в общей сумме 4 814 830 руб. 38 коп., в том числе: 3 336 677 руб. 40 коп. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 1 478 152 руб. 98 коп. (1 430 004,60 + 48 148,38) - за счет средств бюджета Вологодской области;
- по мероприятию развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности за 2016 год составили 6 937 520 руб. 81 коп., в том числе: 800 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 6 137 520 руб. 81 коп. (6 068 131,44 + 69 389,37) - за счет средств бюджета Вологодской области;
- по мероприятию развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности за 2016 год составили в общей сумме 9 182 487 руб. 05 коп., в том числе: 3 410 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 5 772 487 руб. 05 коп. (5 670 858,29 + 101 628,76) - за счет средств бюджета Вологодской области;
- по мероприятию развитие газификации в сельской местности за 2016 год составили в общей сумме 56 708 433 руб. 01 коп., в том числе: 33 600 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 23 108 433 руб. 01 коп. (22 208 656,00 + 899 777,01) - за счет средств бюджета Вологодской области.
По мнению управления, департаментом не соблюдены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), а именно не обеспечил уровень софинансирования в 2016 году за счет средств бюджета Вологодской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета:
- по мероприятию развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности - в общей сумме 2 657 221 руб. 45 коп. (3 336 677,40 - 679 455,95 (размер субсидии из федерального бюджета, который мог быть использован субъектом));
- по мероприятию развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности - 183 386 руб. 29 коп. (800 000,00 - 616 613,71 (размер субсидии из федерального бюджета, который мог быть использован субъектом));
- по мероприятию развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 346 295 руб. 95 коп. (3 410 000,00 - 3 063 704,05 (размер субсидии из федерального бюджета, который мог быть использован субъектом));
- по мероприятию развитие газификации в сельской местности - 433 017 руб. 41 коп. (33 600 000,00 - 33 166 982,59 (размер субсидии из федерального бюджета, который мог быть использован субъектом)).
В силу пункта 1 статьи 130 БК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе субсидий) устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в той же редакции) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999, Правила предоставления субсидий).
В силу пункта 2 названных Правил (в редакции, действовавшей в 2016 году) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2016 году) государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил N 999 в редакции, действовавшей в 2016 году).
В пунктах 16 и 19 указанных Правил (в редакции, действовавшей в 2016 году) указаны случаи нарушения обязательств (подпункты "б" и "в" пункта 10 настоящих Правил), при которых возможен возврат средств предоставленной субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2016 году) основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В силу пункта 22 Правил N 999 (в редакции, действовавшей в 2016 году) в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждены Правила представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (далее - Правила N 598, Приложение N 8).
В силу пункта 24 Приложения N 8 в случае если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
В соответствии с пунктом 29 Приложения N 8 в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "г" пункта 20 настоящих Правил, и до дня предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 16-18 Правил N 999.
Возврат и последующее использование средств, перечисленных в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 29 Правил N 598, осуществляется по предложению главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 30 Приложения N 8).
В силу пункта 32 Приложения N 8 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к субъекту Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 34 Приложения N 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа N 717).
В качестве подпрограммы в названную Государственную программу была включена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 598 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающем следующие положения:
а) сведения о размере предоставляемой субсидии на очередной финансовый год и плановый период, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации;
б) сведения об объеме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил.
Указанные условия не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации (далее - субъект РФ) соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Также Правила N 598 содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
В частности, соблюдение уровней софинансирования как за счет средств субсидий из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивается таким условием указанных Правил: в случае если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
В соответствии с пунктом 25 Приложения N 8 в случае потребности субъекта Российской Федерации в уменьшении размера субсидии в текущем финансовом году размер субсидии подлежит сокращению на основании письменного обращения органа исполнительной власти.
При этом вышеуказанные Правила N 598 содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в соглашении.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).
Кроме того, Правила N 598 содержат условие о заключении соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета между исполнителем Государственной программы Российской Федерации (в настоящем случае - министерство) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такие соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах Российская Федерация и Вологодская область в лице их государственных органов, заключая Соглашение N 217/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и предусматривая в нем конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, Закона Вологодской области от 16.12.2015 N 3842-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" с изменениями и Программы, одновременно приняли на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как Государственная программа N 717, так и Программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Пунктом 1.2 Соглашения N 217/10-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложении 1 (то есть расходные обязательства).
Пунктом 3.1 Соглашения N 217/10-с также предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти (Правительство области) использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных Распоряжением (распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 335-р) в порядке и на условиях, установленных в соответствии с Правилами (приложения 3, 8, 9 к Программе).
Приложение 1 к Соглашению N 217/10-с "Сведения о размерах субсидий, предоставляемых Вологодской области на реализацию мероприятий Программы, целевых индикаторах и показателях результативности использования субсидии в 2016 году" содержит размер субсидии из федерального бюджета применительно к мероприятиям по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, который составил всего 56 934,0 тыс. руб., из них:
- развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности - 5 950,0 тыс. руб.;
- развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности - 800,0 тыс. руб.;
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 3 410,0 тыс. руб.;
- развитие газификации в сельской местности - 33 600,0 тыс. руб.;
- развитие водоснабжения в сельской местности - 13 174,0 тыс. руб.
В приложении 2 к Соглашению N 217/10-с "Сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области, утвержденном Законом Вологодской области о бюджете Вологодской области от 16.12.2015 N 3842-0З "Об областном бюджете на 2016 год", на реализацию мероприятий Программы и об объемах средств, предусмотренных в местных бюджетах и привлекаемых из внебюджетных источников в 2016 году" утверждены размеры бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области на реализацию мероприятий Программы, а также средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований.
Так, согласно приложению 2 к названному Соглашению применительно к мероприятиям по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности" объем средств предусмотрен:
1. Бюджета субъекта, всего 79 530,0 тыс. руб., в том числе:
- развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности - 35 796,0 тыс. руб.;
- развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности - 8 110,0 тыс. руб.;
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 6 706,0 тыс. руб.;
- развитие газификации в сельской местности - 23 272,0 тыс. руб.;
- развитие водоснабжения в сельской местности - 5 646,0 тыс. руб.;
2. Местных бюджетов, всего 1 382,8 тыс. руб., в том числе:
- развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности - 417,5 тыс. руб.;
- развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности - 90,8 тыс. руб.;
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 104,4 тыс. руб.;
- развитие газификации в сельской местности - 576,8 тыс. руб.;:
- развитие водоснабжения в сельской местности - 193,3 тыс. руб.;
3. Внебюджетных источников, всего 16 477,4 тыс. руб., в том числе:
- развитие газификации в сельской местности - 14 365,0 тыс. руб.;
- развитие водоснабжения в сельской местности - 2 112,4 тыс. руб.
Согласно пункту 2.2.4 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти (Правительство области) обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 217/10-с в объемах, не менее предусмотренных в приложении 2 к Соглашению N 217/10-с.
При изменении объемов средств бюджета Вологодской области, предусмотренных приложением 2 к настоящему Соглашению по мероприятиям Программы, в течение 10 рабочих дней представляет министерству сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области на исполнение расходных обязательств Вологодской области в соответствии с выпиской из закона Вологодской области о бюджете Вологодской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 Соглашения, заверенной финансовым органом Вологодской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Вологодской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему Соглашению.
В силу пункта 2.2.5 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидий, установленных приложением 1 к Соглашению.
В случае если Вологодской областью по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности использования субсидий, указанные в приложении 1 к Соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по форме согласно приложению 4 к Приказу Минсельхоза России от 04.03.2015 N 85 "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета Вологодской области в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16-18 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.2.9 Соглашения N 217/10-с орган исполнительной власти обязуется обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных министерством, в соответствии с Соглашением.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Вологодской областью условий ее предоставления к Вологодской области применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
На реализации мероприятий субсидии, полученные из федерального бюджета и бюджета Вологодской области, направлялись в бюджеты местных органов самоуправления, которые, в свою очередь, привлекали для выполнения работ подрядные организации.
По результатам проведенных торгов с подрядными организациями и исполнению подрядных работ в рамках вышеуказанных мероприятий сложилась экономия бюджетных средств в сумме 38 820,5 тыс. руб.
УФК не оспаривается тот факт, что уменьшение средств областного бюджета принято на сессии Законодательного Собрания области и утверждено Законом области от 12.12.2016 N 4070-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2016 год" по следующим объективным причинам:
- по мероприятию "развитие газификации в сельской местности" образовалась экономия средств в размере 1 063,344 тыс. рублей в результате проведения аукционов по выбору подрядных организаций;
* по мероприятию "развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности" общая экономия средств областного бюджета в размере 1035,14171 тыс. рублей, в том числе экономия средств в размере 259,71171 тыс. рублей в результате проведения аукционов по выбору подрядных организаций. 778,2 тыс. рублей ввиду не выполнения подрядной организацией работ по устройству резинового покрытия плоскостного сооружения в Сокольском муниципальном районе (в 2017 году покрытие уложено, финансирование осуществлялось из бюджета района);
* по мероприятию "развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности" решение о перераспределении средств областного бюджета в размере 33 246,0 тыс. рублей на другие направления Госпрограммы принято ввиду ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, необходимостью в переработке архитектурных решений при производстве строительно-монтажных работ, в результате чего проект был направлен на доработку и повторное прохождение экспертизы, что повлекло отставание от графика выполнения работ;
* по мероприятию "развитие водоснабжения в сельской местности" средства областного бюджета в размере 1736,0 тыс. рублей сняты в результате проведения аукционов по выбору подрядных организаций и отказом муниципального образования области от строительства переходящего объекта;
* по мероприятию "развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики в сельской местности" общая экономия средств областного бюджета в размере 1740,0 тыс. рублей сняты в связи с экономией в результате проведения аукциона по выбору подрядной организации по Нюксенскому и Великоустюгскому районам и отказом Великоустюгского района от дополнительных средств в 2016 году на переходящий объект.
Кроме того, по мероприятию "Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности" в законе области "Об областном бюджете на 2016 год" предусмотрено средств областного бюджета в размере 2 550,0 тыс. рублей, а федерального - 5950,0 тыс. руб., что составляет 30 % и 70 % соответственно.
По факту администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района в департамент на финансирование представлены документы, подтверждающие фактически выполненные работы (акты приемки выполненных работ) на сумму меньше, чем предусмотрено в законе области. В связи с чем, объем средств из федерального бюджета составил 3 336,6774 тыс. рублей, а из областного бюджета - 1430,0049 тыс. рублей, что составляет 30 % и 70 % соответственно.
Сопоставив объем денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на реализацию вышеуказанных мероприятий, и объем денежных средств, фактически потраченных на данные мероприятия, УФК в оспариваемом представлении пришло к выводу о перерасходе средств федерального бюджета, образовавшемся за счет необеспечения уровня софинансирования из федерального бюджета и бюджета Вологодской области и о совершении заявителем бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 БК РФ.
В редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ с 01.01.2016 статья 306.8 БК РФ изложена в следующей редакции: нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому 24 предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, бюджетным правонарушением считается нарушение распорядителем или получателем бюджетных средств условий предоставления межбюджетных трансфертов или с 01.01.2016 - и (или) их расходования.
Анализ условий Соглашения N 217/10-с позволяет прийти к выводу о том, что в данном случае департамент не нарушил условия представления и расходования полученных из федерального бюджета субсидий, поскольку выполнил условия данного соглашения, а именно использовал субсидии на цели и в размерах, установленных в приложениях 1 к данному соглашению, обеспечил перечисление средств федерального бюджета и бюджета Вологодской области на счета получателей средств, а также исполнителей работ, обеспечил выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в соглашениях, а также достиг показателей результативности использования предоставленных субсидий.
В данном случае заявитель использовал средства выделенных федеральным бюджетом субсидий в пределах выделенных лимитов, при этом выделенные средства бюджета субъекта и местных бюджетов использовал в меньшем, чем предусмотрено соглашениями, объеме.
При этом доля расходов бюджета Вологодской области, софинансируемого за счет предоставленных субсидий, составила не менее 30 процентов, что не противоречит нормативным условиям предоставления субсидий федеральным бюджетом, предусмотренным пунктом 3 Приложения N 8.
Вопреки доводам ответчика, Соглашением N 217/10-с не определен уровень софинансирования в процентном соотношении к фактическим расходным обязательствам. Данным Соглашением определены планируемые размеры софинансирования в абсолютных значениях, которые не были нарушены заявителем.
Управлением не отрицается тот факт, что во исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 2.2.4 Соглашения N 217/10-с департаментом была представлена в министерство выписка из Закона Вологодской области от 16.12.2015 N 3842-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год", заверенная финансовым органом Вологодской области и письмо Губернатора Вологодской области от 28.12.2016 N их.01-15468/16 о необходимости заключить дополнительное соглашение.
Следовательно, со своей стороны департамент исполнил все обязательства, предусмотренные спорным Соглашением.
Однако дополнительное соглашение со стороны министерства не подписано.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что департамент использовал средства выделенных из федерального бюджета субсидий в пределах выделенных лимитов, при этом средства регионального бюджета использовал в меньшем объеме, однако доля финансового участия Вологодской области не снизилась менее предельного уровня софинансирования, установленного Правилами N 528 и равного 30 %.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2019 года N 306-ЭС19-13473 по делу N А49-6772/2018 с аналогичными обстоятельствами.
С учетом вышеизложенного коллегия судей приходит к выводу об отсутствии в действиях департамента вмененного ему в вину бюджетного правонарушения в виде не обеспечения в 2016 финансовом году уровня софинансирования Программы.
Следовательно, в данном случае у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для частичного отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а требования департамента в указанной части - удовлетворению.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2021 года по делу N А13-7694/2018 отменить в части отказа Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 25.04.2018 N 30-12-29/20-2515 в части требований о рассмотрении информации о нарушениях в объеме денежного выражения, равного 3 619 921 руб. 10 коп., а также о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений в указанном объеме.
Признать не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействительным представление Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 25.04.2018 N 30-12-29/20-2515 в указанной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7694/2018
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Вологодской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства РФ, Правительство Вологодской области