15 февраля 2022 г. |
Дело N А56-26458/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 15.02.2022 кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А56-26458/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Диаконт", адрес: 198517, Санкт-Петербург, Петергоф, Ропшинское ш., д. 4, ОГРН 1037841000075, ИНН 7819013502 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, к. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 24.03.2021 N 10210000-681/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.06.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.06.2021, постановление от 08.10.2021, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно применили статью 2.9. КоАП РФ, освободив Общество от административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с требованиями статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 28.01.2021 направило в таможенный орган в электронном виде статистическую форму учета перемещения товаров за декабрь 2020 года, нарушив срок ее представления.
В связи с допущенным нарушением Таможня 25.02.2021 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении, квалифицировав его действия по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 24.03.2021 N 10210000-681/2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, не установили нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, вместе с тем посчитали возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, признали совершенное правонарушение малозначительным, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не установлено.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329, статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 9 новых Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 и действующих с 24.07.2020, этот срок увеличен с 8 рабочих дней до 10 рабочих дней соответствующего календарного месяца, что в силу требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ учтено таможенным органом при принятии оспариваемого постановления.
Суды установили, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что статистическая форма учета перемещения товаров за декабрь 2020 года представлена Обществом в таможенный орган 28.01.2021 с нарушением установленного срока на три рабочих дня (при сроке представления до 22.01.2021).
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при перемещении товаров за пределы Российской Федерации, а также повторное совершение правонарушения, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности суды не усмотрели. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Таможней не пропущен.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретному делу.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы принятия такого решения.
В настоящем случае суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из отсутствия данных, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, признали допущенное правонарушение малозначительным.
Суды приняли во внимание, что просрочка представления формы статистического учета составила три рабочих дня, при этом заявитель самостоятельно представил статистическую форму, что характеризует его в целом как добросовестное лицо, которое пыталось предпринимать меры для соблюдения требований таможенного законодательства.
Также суды сочли, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, привлекаемого к ответственности, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таком положении суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные Таможней в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с приведенными выше выводами судов, направлены на иную оценку обстоятельств правонарушения, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А56-26458/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни- без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретному делу.
...
Суды приняли во внимание, что просрочка представления формы статистического учета составила три рабочих дня, при этом заявитель самостоятельно представил статистическую форму, что характеризует его в целом как добросовестное лицо, которое пыталось предпринимать меры для соблюдения требований таможенного законодательства.
Также суды сочли, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, привлекаемого к ответственности, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2022 г. N Ф07-19709/21 по делу N А56-26458/2021