16 февраля 2022 г. |
Дело N А66-2874/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Боровой А.А., Кравченко Т.В.,
рассмотрев 09.02.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации Бежецкого района и конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Бежецкое предприятие водопроводно-канализационного хозяйства" Обухова Олега Николаевича на определение Арбитражного суда Тверской области от 05.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2021 по делу N А66-2874/2018,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Тверской области от 20.02.2008 принято к производству заявление муниципального унитарного предприятия "Бежецкое предприятие водопроводно-канализационного хозяйства", адрес: Тверская обл., г. Бежецк, ул. Кашинская, д. 36, ОГРН 1156952016616, ИНН 6906012510 (далее - Предприятие), о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 21.05.2018 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Обухов Олег Николаевич.
Решением суда от 19.10.2018 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Обухов О.Н.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области в лице Администрации Бежецкого района (далее - Администрация) 136 175 544 руб. 38 коп. в качестве компенсации за возврат в публичную собственность объектов водопроводно-канализационного хозяйства, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения.
Определением от 05.08.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2021, с муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области в пользу Предприятия взыскано 13 559 137 руб. 81 коп. компенсации. В удовлетворении остальной части заявления конкурсному управляющему отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить определение от 05.08.2021 в части отказа компенсировать финансовые потери Предприятия в размере, превышающем 13 559 137 руб. 81 коп., а также отменить постановление от 11.11.2021 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления в заявленном размере.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанции неправомерно отказал в компенсации стоимости кабельных линий и сетей, производственных зданий, специальной техники, участвующих в устранении аварий, инвентаря и различных сооружений, без которых Предприятие как имущественных комплекс не может функционировать и выполнять функции по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
Конкурсный управляющий не согласен с определением размера компенсации исходя из балансовой стоимости имущества, а не его рыночной стоимости.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить определение от 28.07.2021 и постановление от 11.11.2021 и принять новый судебный акт - об отказе конкурсному управляющему в удовлетворении заявления.
Администрация не согласна с самим фактом взыскания и с основаниями взыскания компенсации за уменьшение конкурсной массы должника, полагая, что спорное имущество было передано муниципальному образованию в порядке пункта 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) - ввиду отсутствия на него спроса. Данное обстоятельство, по мнению Администрации, исключает возможность взыскания компенсации его стоимости с муниципального образования, которое какой-либо выгоды от получения нереализованного имущества не получило.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако явку своих представителей не обеспечили, что в силу пункта 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами, в состав конкурсной массы Предприятия включены социально значимые объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью и закрепленные за должником на праве хозяйственного ведения.
Поскольку торги по продаже указанных объектов были признаны несостоявшимися, данные объекты были переданы Администрации в казну муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области по актам приема-передачи от 31.03.2021.
Полагая, что передача указанных объектов в муниципальную собственность должна осуществляться на компенсационной основе, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, частично удовлетворяя заявленные требования и взыскивая с Администрации в пользу Предприятия 13 559 137 руб. 81 коп. компенсации стоимости переданных муниципальному образованию объектов водоснабжения и водоотведения, исходил из остаточной балансовой стоимости указанного имущества по состоянию на 31.03.2021 и стоимости приобретенных в ходе конкурсного производства товарно-материальных ценностей для поддержания объектов водоснабжения и водоотведения.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационных жалоб и отзывов, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
То обстоятельство, что до настоящего времени нормативный порядок выплаты компенсации не определен, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования конкурсного управляющего и/или конкурсных кредиторов о выплате компенсации, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного подлежит отклонению довод кассационной жалобы Администрации об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации в рассматриваемом случае. То обстоятельство, что должник принимал меры по реализации спорного имущества на торгах, не освобождает Администрацию от обязанности выплатить компенсацию.
Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, определил размер компенсации исходя из остаточной балансовой стоимости спорного имущества на дату передачи объектов и стоимости приобретенных в ходе конкурсного производства товарно-материальных ценностей для поддержания объектов водоснабжения и водоотведения.
Конкурсный управляющий, возражая против размера компенсации, определенного судом, полагает, что с Администрации подлежит взысканию рыночная стоимость спорного имущества.
Рыночная стоимость объекта оценки предполагает определение наиболее вероятной цены, по которой соответствующее имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, при этом на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В рассматриваемой ситуации передача муниципальному образованию имущества должника обусловлена требованиями федерального закона, исключающего возможность отчуждения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
В связи с этим определение рыночной стоимости указанного имущества не соответствует правовой природе компенсации.
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам по настоящему спору суд первой инстанции правильно определил размер компенсации.
Доводы кассационных жалоб, которые в целом сводятся к несогласию заявителей с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и сделанных на ее основе выводов, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 05.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2021 по делу N А66-2874/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Бежецкого района и конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Бежецкое предприятие водопроводно-канализационного хозяйства" Обухова Олега Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что до настоящего времени нормативный порядок выплаты компенсации не определен, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования конкурсного управляющего и/или конкурсных кредиторов о выплате компенсации, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
...
определение Арбитражного суда Тверской области от 05.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2021 по делу N А66-2874/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Бежецкого района и конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Бежецкое предприятие водопроводно-канализационного хозяйства" Обухова Олега Николаевича - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2022 г. N Ф07-19854/21 по делу N А66-2874/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15110/2022
26.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4656/2022
24.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4170/2022
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19854/2021
08.02.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11527/2021
11.11.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8247/2021
23.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5927/2021
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2597/2021
19.01.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9779/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7356/20
03.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3758/20
19.10.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-2874/18
21.05.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-2874/18