17 февраля 2022 г. |
Дело N А56-19641/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 16.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А56-19641/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС) от 20.01.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2300/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 12.03.2021, оставленным в силе постановлением апелляционного суда от 16.08.2021, оспариваемое постановление Управления изменено в части суммы назначенной санкции, размер административного штрафа уменьшен до 400 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды, применяя положение пунктов 3, 14, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения, Правила), дали ошибочную оценку обязанности выдачи Гусевой Татьяне Владимировне договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества по заявке от 12.04.2019 N 19-13674 в связи с нарушением принципа однократности технологического присоединения, установленного статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ). Как указывает Общество, энергопринимающее устройство (далее - ЭПУ) Гусеваой Т.В., при направлении ею заявки в ПАО "Россети Ленэнерго", уже имело технологическое присоединение домовладения через электрические сети ДНП "Новая Проба", далее - трансформаторную подстанцию (ТП-2822) акционерного общества "ЛОЭКС" (подтверждается актом осмотра (обследования) электроустановки от 22.10.2019, актом об осуществлении технологического присоединения от 30.11.2015 N 166342, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 05.10.2015 N 1277-б). В настоящее время необходимый ресурс заявитель получает на основании договора с Всеволожским отделением по сбыту электроэнергии акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК") на энергоснабжение от 19.09.2019 N 005/57154939 (подтверждается квитанциями по оплате).
Податель жалобы обращает внимание на то, что одним из оснований отказа в заключении договора явилось несоблюдение Гусевой Т.В. положений пункта 8 (5) Правил N 861, в силу которого заявку надлежало направить ДНП "Проба" поскольку земельный участок заявителя с домовладением находится в границах данного садоводства, что подтверждается многочисленными документами, представленными в материалы дела. Данное обстоятельство формально расценено судом как недоказанное.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в Ленинградское УФАС поступило заявление Гусевой Т.В. (вх. N 9010 от 26.09.2019) на действия (бездействие) ПАО "Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении им Правил технологического присоединения.
В ходе рассмотрения названного заявления Управлением установлено, что 12.04.2019 Гусевой Т.В. (заявитель) подана заявка вх. N 19-13674 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, кадастровый номер земельного участка 47:07:0953003:241, максимальная мощность - 15 кВт (далее - Объект).
Общество отклонило указанную заявку Гусевой Т.В. по причине отсутствия в непосредственной близости от объекта заявителя объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Обществу, указав на то, что энергопринимающие устройства заявителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО "ЛОЭСК", а также того, что земельный участок, указанный в заявке, находится в границах территории ДНП "Проба", соответственно заявка подается согласно пункту 8(5) Правил N 861 в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.
Управление пришло к выводу о нарушении Обществом установленного пунктом 15 Правил N 861 срока направления в адрес Гусевой Т.В. проекта договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения 26.12.2019 в отношении Общества административного дела N 047/04/9.21-2300/2019 по признакам нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.
УФАС в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2020 N 047/04/9.21-2300/2019. Поскольку ранее Общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение действия Общества квалифицированы антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 20.01.2020 N 047/04/9.21-2300/2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 800 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного Обществу административного штрафа до 400 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом N 35-ФЗ.
Статьей 3 Закон N 35-ФЗ предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Общество является субъектом естественной монополии и на него распространяются положения об административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 14 названных Правил заявитель - физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, направляет заявку в сетевую организацию с приложением соответствующих документов.
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пункт 15 Правил N 861).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Гусевой Т.В. 12.04.2019 подана заявка вх. N 19-13674 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств домовладения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, кадастровый номер 47:07:0953003:241, максимальная мощность - 15 кВт (далее - объект).
Общество письмом от 21.05.2019 N ЭСКЛ/16-01/9912 отклонило заявку Гусевой Т.В. на техническое присоединение по причине отсутствия в непосредственной близости от объекта заявителя объектов электросетевого хозяйства принадлежащих Обществу, сославшись на то, что энергопринимающие устройства заявителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО "ЛОЭСК".
При наличии нескольких сетевых компаний (отвечающим возможным критериям для присоединения объекта) выбор осуществляется по правилам, закрепленным в пунктах 8 и 8(1) Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно пункту 8(1) Правил технологического присоединения, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Следовательно, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что право выбора сетевой организации остается за заявителем только в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. В остальных случаях заявителю следует обратиться в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию. Следовательно, в пункте 8 Правил N 861 установлены критерии определения наименьшего расстояния в целях определения сетевой компании, обязанной осуществить технологическое присоединение, и указанный в заявке требуемый класс напряжения имеет одно из определяющих значений для выбора сетевой организации.
Применительно к предмету спора в настоящем деле значимым обстоятельством подлежащим установлению (при доказанности возможности технологического подключения) является определение сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка Гусевой Т.В.
Согласно информации АО "ЛОЭСК" - на расстоянии около 120 м от границы земельного участка Гусевой Т.Н. располагаются электрические сети (ВЛ-0,4 кВ от ТП 2214), принадлежащие смежной сетевой организации - ПАО "Ленэнерго", при этом расстояние от границы участка Гусевой Т.Н. до ближайшего объекта электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК" (КТП 10/0,4 кВ Ц 2822) составляет около 600 м. Данный факт ПАО "Ленэнерго" не опровергло, иные доказательства, ставящие под сомнение достоверность указанной информации ни УФАС, ни суду не представлены.
С учетом изложенного, суды, оставляя обязанность по технологическому присоединению Объекта Гусевой Т.В. (как собственника земельного участка с кадастровым номером 47:07:0953003:241, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Рахьинское городское поселение и расположенного на нем домовладения) не на АО "ЛОЭСК", а на ПАО "Ленэнерго", руководствовались следующим:
- не представлены доказательств того, что ЭПУ Гусевой Т.В. располагается в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО "ЛОЭСК";
- отсутствие доказательства наличия технологического присоединения ЭПУ для электроснабжения земельного участка с кадастровым номером 47:07:0953003:241 к электрическим сетям АО "ЛОЭСК" (в том числе не представлен акт технологического присоединения в отношении спорного земельного участка и расположенного на нем жилого дома, поскольку акт об осуществлении технологического присоединения от 30.11.2015 N 166342 свидетельствует о технологическом подключении ЭПУ, расположенном на земельном участке ДНП "Проба", но не конкретного земельного участка заявителя Гусевой Т.В.);
- отсутствие документального подтверждения в части осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке принадлежащем Гусевой Т.В. к сетям ДНП "Проба" (акт осмотра от 22.10.2019 отклонен как не соответствующий подпунктам "в", "д", "е" пункта 7 Правил N 861, которым установлена определенная процедура технологического присоединения с составлением конкретных документов).
Применительно к необходимости установления вышеназванных значимых обстоятельств на день подачи заявки потребителем (15.04.2019), суд критически оценил письма Всеволожского отделения по сбыту электроэнергии АО "ПСК" от 23.10.2019 и 31.10.2019 о наличии у Гусевой Т.В. договора энергоснабжения, а также письмо Администрации муниципального образования "Рахьинское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.11.2019 N 2168/01-17, поскольку все означенные документы составлены после двух отказов (как АО "ЛОЭСК", так и ПАО "Ленэнерго") о заключении договора технологического присоединения. При этом из заявки Гусевой Т.В. видно, что испрашиваемая на домовладение мощность-15 кВт., а имеющаяся на день подачи заявки 15.04.2019 мощность- 0 кВт., при этом, предусмотренные заявкой особые сведения о членстве в садоводстве не указаны.
Доказательств с достоверностью подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0953003:241, принадлежащий на праве собственности Гусевой Т.В., находится в границах территории ДНП "Проба", суд в материалах дела не усмотрел. В связи с чем, ссылку Общества на несоблюдение Гусевой Т.В. пункта 8(5) Правил N 861 также обоснованно отклонил.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 (ненаправление Обществом в адрес Гусевой Т.В. подписанного проекта договора технологического присоединения в двух экземплярах и подписанных технических условий в предусмотренный Правилами N 861 срок со дня поступления заявки) и правомерно сочли доказанным наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами о технологическом присоединении обязанности. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; несоблюдение Обществом пункта 15 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к технологическому присоединению объекта заявителя.
Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Оценив все обстоятельства в совокупности, суды констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Назначенное Обществу и измененное судом административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен.
Иная оценка подателем жалобы своей вины не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А56-19641/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о наличии состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
...
Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Оценив все обстоятельства в совокупности, суды констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Назначенное Обществу и измененное судом административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2022 г. N Ф07-17995/21 по делу N А56-19641/2020