16 февраля 2022 г. |
Дело N А56-2803/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Администрации Калининского района Санкт-Петербурга Кругликовой О.Ю. (доверенность от 13.12.2021), от общества с ограниченной ответственностью "СК Горизонт" Капралова Д.Л. (доверенность 01.01.2022),
рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК Горизонт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А56-2803/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Горизонт", адрес: 194292, Санкт-Петербург, Домостроительная улица, дом 16, литер А, помещение 13Н, офис 8-СКГ, ОГРН 1157847173219, ИНН 7805315158 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная Набережная, дом 13/1, ОГРН 1027802508271, ИНН 7804042349 (далее - Администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 27.11.2020 N 20/04/411969-1.
Решением суда первой инстанции от 23.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить. По мнению подателя жалобы у Администрации в силу пункта 3.10.3 Положения об администрации района, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (далее - Положение N 1098), отсутствовали полномочия на выявление самовольно размещенного объекта благоустройства (торговый павильон Общества) на земельном участке, переданном на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКВОУ ВО "Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Администрации просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 29.09.2020 должностным лицом Администрации проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, д. 15 корпус 1.
В ходе проведения осмотра Администрацией установлено, что Общество по указанному адресу самовольно разместило торговый павильон, площадью 12,5 кв. м без проекта, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре, что является нарушением пунктов 1.3; 2.3.5.6.1; 2.3.5.6.3; 5.1.1 Приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 961).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 29.09.2020 АП-ЮР N 59/ОВЗпиБ/100 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закона N 273-70).
Постановлением от 27.11.2020 N 20/04/411969-1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пункта 1 статьи 16 Закона N 273-70 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за самовольное размещение (установку) элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 16.1, 18, 29.1 и 37 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2.7 Приложения N 2 к Правилам N 961 к элементам благоустройства отнесены в том числе некапитальные нестационарные строения, сооружения, включая нестационарные торговые объекты (павильоны, палатки, киоски).
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1.1 Приложения N 3 к Правилам N 961 проект благоустройства элементов благоустройства согласовывается на основании заявления, поданного в КГА.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" утверждено Положение об администрации района (далее - Положение), согласно которому администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
При этом согласно пункту 3.10.3 Положения Администрация организовывает благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения выявления самовольно размещенных элементов благоустройства на земельных участках, расположенных на территории района, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если территория, земельный участок не находятся во владении третьих лиц и их содержание не относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок, прилегающий к дому 15 по пр. Науки в Санкт-Петербурге, составляет единый земельный участок площадью 9273 кв. метров, кадастровый номер 78:10:0521001:4944, по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Данный участок согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН находится в собственности Российской Федерации, назначение участка - объекты образования.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2.3.5.6.3 Приложения N 3 к Правилам N 961 в отношении нестационарных торговых объектов, не включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
Согласно пункту 27.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотренный разделом 27 порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства касается порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и уполномоченных на содержание лиц по выявлению, демонтажу, хранению, возврату правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участках на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельный участок, на котором установлен спорный нестационарный объект, принадлежит Российской Федерации, в силу закона, земельный участок числится в реестре как учтенный, ему присвоен кадастровый номер, а Администрация района согласно пункту 3.10.3 Положения N 1098 вправе обеспечивать выявление самовольно размещенных элементов благоустройства только на тех земельных участках, которые расположены на территории подведомственного ей района и находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена, у Администрации отсутствовали полномочия для выявления самовольно размещенных элементов благоустройства и вынесения оспариваемого постановления.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция полагает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А56-2803/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 27.11.2020 N 20/04/411969-1 о назначении административного наказания.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК Горизонт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А56-2803/2021,
...
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за самовольное размещение (установку) элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 16.1, 18, 29.1 и 37 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2022 г. N Ф07-17771/21 по делу N А56-2803/2021