18 февраля 2022 г. |
Дело N А05-4095/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кустова А.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 17.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А05-4095/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Администрации муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), о взыскании 354 220 руб. 62 коп. задолженности за тепловую энергию в виде стоимости тепловых потерь, возникших в период с 01.02.2021 по 28.02.2021 в тепловых сетях, обеспечивающих поставку тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: г. Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 29, корп. 4, и тепловых потерь, возникших в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года в тепловых сетях, расположенных по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Монтажное управление N 29 Спецстальконструкция" (далее - ОАО "МУ N 29"), и акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка".
Решением суда первой инстанции от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2021, исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме. С Администрации в пользу Общества взыскано 354 220 руб. 62 коп. задолженности за тепловую энергию (потери) и 10 084 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты в части взыскания с Администрации в пользу Общества 317 968 руб. 85 коп. задолженности (тепловых потерь) в отношении тепловой сети, расположенной по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273), и в отмененной части принять новое решение об отказе в иске.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что спорный участок тепловых сетей является бесхозяйной вещью. Как указывает податель жалобы, суды не учли, что спорный участок тепловых сетей находится в длительном, непрерывном владении организации (ОАО "МУ N 29"), которая осуществляла в отношении него все полномочия собственника; отсутствие права собственности на спорный объект, по мнению подателя жалобы, само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Администрации.
Как видно из материалов дела, Общество, являясь теплоснабжающей организацией, в феврале 2021 года поставляло тепловую энергию и теплоноситель на объекты, расположенные по адресу: Архангельское шоссе, д. 29, корп. 4. Кроме того, в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года Общество осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя на объекты, присоединенные к тепловой сети, расположенной по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273).
Полагая, что сети, по которым осуществлялась поставка тепловой энергии на объекты, расположенные по адресу: Архангельское шоссе, д. 29, корп. 4, относятся к муниципальной собственности, а сети, расположенные по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273), являются бесхозяйным имуществом, Общество выставило в адрес Администрации счета-фактуры на оплату потерь, возникших при передаче тепловой энергии по спорным сетям.
Поскольку Администрация в добровольном порядке стоимость потерь не оплатила, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру. Посчитав, что Администрация обязана оплатить 36 251 руб. 77 коп. стоимости тепловых потерь, возникших в феврале 2021 года в тепловых сетях, обеспечивающих поставку тепловой энергии на объекты, расположенные по адресу: Архангельское шоссе, д. 29, корп. 4, суды исходили из факта принадлежности ответчику спорных сетей, установленного в ранее рассмотренных делах и не подлежащего в силу части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказыванию вновь в рамках настоящего дела.
В части взыскания 36 251 руб. 77 коп. стоимости тепловых потерь судебные акты Администрацией в кассационном порядке не обжалуются.
На основании статей 15, 16, 135, 225, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункта 55
Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), суды также посчитали, что Администрация обязана оплатить 317 968 руб. 85 коп. стоимости тепловых потерь, возникших в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года в тепловой сети, расположенной по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273). Суды исходили из того, что к возникновению убытков в виде потерь тепловой энергии в спорных сетях привело бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по выявлению и учету бесхозяйных сетей и назначению лица, ответственного за их содержание.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом N 190-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 названного закона.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2021 по делу N А05-12352/2020 установлено, что участок сетей, расположенный по адресу: г. Северодвинск, пр. Чаячий (от ТК-1-1Я до ТК-1/273 и от ТК-1/273 до ТК-2/273), не принадлежит ОАО "МУ N 29" на праве собственности или ином законном основании. В отсутствие документов, свидетельствующих о регистрации прав на спорные сети либо иных доказательств их принадлежности кому-либо, Общество направило в Администрацию письмо от 26.02.2021 N 2292/238-2021 с просьбой организовать работу по признанию спорных сетей бесхозяйным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ (в редакции, относящейся к спорному периоду) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Так как доказательств нахождения спорных тепловых сетей в собственности какого-либо лица либо принадлежности кому-либо на законном основании в материалы дела не представлено, суды пришли к правильному выводу о том, что на Администрации лежала обязанность по принятию мер по постановке спорных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества и определению теплосетевой или теплоснабжающей организации, которая обеспечивала бы их эксплуатацию и имела возможность заявить расходы на оплату тепловых потерь при тарифном регулировании.
Непринятие Администрацией мер по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и передаче их теплоснабжающей (теплосетевой) организации лишило Общество возможности учесть затраты, связанные с использованием этих сетей, при тарифном регулировании.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Посчитав, что потери, возникшие в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года в спорных тепловых сетях, фактически являются убытками Общества, обусловленными бездействием Администрации, суды на основании статей 16 и 1069 ГК РФ правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации о том, что спорные сети не являются бесхозяйными, противоречат статье 225 ГК РФ и обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2020 по делу N А05-12352/2020.
Учитывая, что выводы судов по существу спора соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Администрации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А05-4095/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ (в редакции, относящейся к спорному периоду) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
...
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Посчитав, что потери, возникшие в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года в спорных тепловых сетях, фактически являются убытками Общества, обусловленными бездействием Администрации, суды на основании статей 16 и 1069 ГК РФ правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации о том, что спорные сети не являются бесхозяйными, противоречат статье 225 ГК РФ и обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2020 по делу N А05-12352/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2022 г. N Ф07-20240/21 по делу N А05-4095/2021