21 февраля 2022 г. |
Дело N А56-25078/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" представителя Павленко А.С. по доверенности от 19.08.2021 N 474, от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" представителя Шагашова С.Г. по доверенности от 17.01.2022,
рассмотрев 14.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А56-25078/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга", адрес: 195009, Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 33, ОГРН 1037808052248, ИНН 7804070681 (далее - Учреждение), о признании незаконным решения Учреждения от 14.01.2021 N 02-5280/20-0-1, обязании предоставить сведения о собственниках и нанимателях, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в Московском районе города Санкт-Петербурга, в соответствии с указанным в заявлении перечнем должников, в том числе, фамилию, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дату и место рождения (если они известны), серию и номер документа, удостоверяющего личность каждого собственника и нанимателя жилого помещения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Податель кассационной жалобы считает, что суды сделали ошибочный вывод о том, что Учреждение является лицом, обладающим всеми необходимыми сведениями, запрошенными Предприятием по потребителям; необходимые сведения должна предоставлять управляющая организация. По мнению подателя кассационной жалобы, обладание необходимыми сведениями не является основанием для обязания Учреждения передать персональные данные лиц ресурсоснабжающей организации. По мнению Учреждения, оно не является органом регистрационного учета и не производит действия по постановке граждан на регистрационный учет и снятию их с регистрационного учета, а лишь принимает документы и передает их в уполномоченный орган; актуальными сведениями о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания, обладает орган регистрационного учета; ссылка суда первой инстанции на Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги, утвержденный распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п (далее - Регламент), ошибочна, так как Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом. Как полагает Учреждение, наличие у Предприятия статуса оператора персональных данных и прямые договоры с потребителями не свидетельствуют о наличии у Учреждения обязанности по предоставлению запрашиваемой информации; потребители не давали согласие Учреждению на передачу персональных данных третьим лицам.
До судебного заседания в кассационный суд от Предприятия поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из искового заявления и материалов дела, Предприятие является оператором персональных данных абонентов-физических лиц, которым оказывает услуги по отпуску тепловой энергии, является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах (далее - МКД), указанных в приложении N 6 к исковому заявлению.
В исковом заявлении указано, что решения о переходе МКД на прямые договоры с Предприятием приняты общим собранием собственников помещений МКД. Прямые договоры заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений посредством совершения конклюдентных действий. Согласие потребителей на обработку персональных данных, в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных получено Предприятием в момент заключения прямых договоров. В МКД проживают физические лица, по лицевым счетам которых образовалась задолженность по прямым договорам. Перечень должников указан в приложении N 6 к исковому заявлению.
Предприятие в письме от 15.12.2020 N 58-13/62065 просило Учреждение предоставить сведения о собственниках (нанимателях), проживающих в жилых помещениях МКД, в соответствии с приложенным перечнем должников, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дату и место рождения (если они известны) серию и номер документа, удостоверяющего личность.
В ответном письме от 14.01.2021 N 02-5280/20-0-1 Учреждение сообщило об отсутствии возможности предоставить запрашиваемые сведения, сославшись на положения статей 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), а также статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ).
В связи с отказом Учреждения предоставить запрашиваемые сведения Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 197, 206 АПК РФ, статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законами N 152-ФЗ и N 149-ФЗ, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, Регламентом, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 этого Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент, согласно пункту 1.1 которого он вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Взаимодействие отделов вселения и регистрационного учета с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено предоставление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам. При этом организации, являющейся стороной по соглашению, предоставляются сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления; сведения о случаях, периодах и об основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с Правилами N 354, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В рассматриваемом случае Учреждение не относится к числу лиц, обязанных предоставлять информацию Предприятию.
Наличие у Предприятия статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 N 307-ЭС20-22560 по делу N А56-78312/2019.
Так как Учреждение не обязано предоставлять Предприятию запрашиваемые им сведения, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Так как судами установлены все обстоятельства по делу, но неверно применены нормы материального права, кассационный суд считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу N А56-25078/2021 отменить.
В иске отказать.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга", адрес: 195009, Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 33, ОГРН 1037808052248, ИНН 7804070681, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 10.11.2021 N 4778589.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.