21 февраля 2022 г. |
Дело N А56-6269/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" Бушмановой А.В. (доверенность от 02.12.2021), от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск" Разумова А.А. (доверенность от 18.12.2020),
рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А56-6269/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск", адрес: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 20, ОГРН 1027809016234, ИНН 7822002853 (далее - Музей), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило обязать федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", адрес: 197022, Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 22, лит. А, ОГРН 1127847446088, ИНН 7813542362 (далее - Учреждение), заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов Музея на условиях приложенного к иску контракта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, д. 10, лит. А, ОГРН 1167847400753, ИНН 7842119240 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2021 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.10.2021 решение от 14.06.2021 отменено, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, отказ в подписании Учреждением контракта, предложенного Музеем, не может быть расценен как уклонение от заключения контракта, поскольку Учреждение осуществляет оказание услуг по охране с помощью технических средств объектов Музея; осуществление физической охраны Музея путем выставления постов при существующей численности Учреждения и численности сотрудников, проходящих службу в подразделениях вневедомственной охраны полиции, невозможно.
В дополнениях к кассационной жалобе Учреждение указывает на принятие мер, направленных на выделение дополнительной штатной численности для обеспечения безопасности объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.
В отзыве на кассационную жалобу Музей просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая принятый судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Музея возражал против ее удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, с сопроводительным письмом от 16.12.2020 N 951 Музей направил Учреждению два экземпляра контракта на оказание в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 услуг по физической охране объектов Музея посредством размещения в Павловском (Большом) дворце одного круглосуточного стационарно-обходного поста.
Музей предложил Учреждению в соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в течение 30 дней со дня получения подписать и возвратить оба экземпляра контракта для регистрации Музеем.
В письме от 15.01.2021 N 322-25-120 Учреждение отказалось от подписания контракта.
Посчитав, что Учреждение необоснованно уклоняется от заключения контракта, Музей обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив с соблюдением требований статей 67, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание заключение Музеем и филиалом Учреждения контрактов N 82/1 и 82/2, в рамках исполнения которых Учреждением оказываются услуги охраны, а также действие заключенного 26.10.2020 Музеем и федеральным государственным унитарным предприятием "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" контракта на оказание услуг по физической охране объектов путем выставления 10 постов охраны и патрулирования территории Музея, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 445 ГК РФ и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Распоряжение N 928-р), в отсутствие предусмотренных законом оснований для понуждения Учреждения к заключению предложенного Музеем контракта в иске отказал.
При повторном рассмотрении дела апелляционный суд, приняв во внимание, что Музей согласно пункту 5 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Распоряжением N 928-р (далее - Перечень), относится к объектам, подлежащим обязательной охране Учреждением, о паспортом безопасности Музея, согласованным Учреждением, предусмотрено обеспечение физической охраны объектов Музея, пришел к выводу, что наличие заключенных сторонами договоров на обеспечение охраны с использованием технических средств не исключает необходимости осуществления Учреждением физической охраны объектов Музея, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил, иск удовлетворил.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь, как следует из пункта 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указами Президента Российской Федерации, постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с Перечнем.
К числу объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, относятся здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев-заповедников) и федеральных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России (пункт 5 Перечня).
Таким образом, войска национальной гвардии Российской Федерации обладают исключительными полномочиями на оказание услуг по охране определенных в Перечне объектов.
На основании вышеизложенного в силу статьи 445 ГК РФ заключение спорного контракта является обязательным для истца и ответчика.
Исследовав все фактические обстоятельства спора и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае Учреждение обязано было заключить с Музеем контракт на оказание охранных услуг.
В соответствии с актом обследования от 20.08.2020 и паспортом безопасности Музея между сторонами действовали контракты от 01.09.2020 N 00119 и от 27.10.2020 N 00119 на оказание в период с 01.09.2020 по 31.12.2020 услуг охраны посредством 2 физических постов охраны в Павловском (Большом) дворце по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 20, лит. А.
Однако письмом от 14.12.2020 N 322/11/7139 Учреждение отказалось от возобновления с 01.01.2021 контракта с Музеем на физическую охрану его объектов, 31.12.2020 сняло суточный стационарно-обходной пост физической охраны в центральном корпусе Павловского дворца.
Исходя из того, что обеспечение ответчиком физической охраны предусмотрено в паспорте безопасности Музея, согласованного Учреждением, необходимость выставления ответчиком постов физической охраны предусмотрена представленным в материалы дела Музеем актом обследования от 03.09.2021, наличие заключенных сторонами договоров на обеспечение охраны с использованием технических средств не исключает необходимости осуществления ответчиком физической охраны объектов истца, апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Ответчик, в свою очередь, не представил возражений относительно конкретных пунктов предложенной истцом редакции контракта.
Апелляционный суд с учетом истечения начала срока действия контракта, который был изначально заявлен истцом, указал в качестве срока действия контракта период с 01.11.2021 по 31.10.2024, учтя, что лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на три года.
В силу норм статей 168, 268 АПК РФ процессуальные действия по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств относятся к исключительным полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов апелляционного суда. Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной судом, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права апелляционным судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А56-6269/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь, как следует из пункта 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указами Президента Российской Федерации, постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с Перечнем.
К числу объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, относятся здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев-заповедников) и федеральных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России (пункт 5 Перечня).
...
На основании вышеизложенного в силу статьи 445 ГК РФ заключение спорного контракта является обязательным для истца и ответчика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2022 г. N Ф07-333/22 по делу N А56-6269/2021
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8608/2022
08.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3772/2022
21.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-333/2022
15.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29340/2021
14.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-6269/2021