22 февраля 2022 г. |
Дело N А56-62853/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации Брюхановой М.В. (доверенность от 26.11.2021), Маценко Е.И. (доверенность от 17.02.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" Панченко В.А. (доверенность от 01.01.2022), Роковой А.Р. (доверенность от 21.02.2022),
рассмотрев 22.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-62853/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41; ОГРН 1117847434990; ИНН 7842461679; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361; далее - Управление) от 30.06.2021 по делу N 44-3144/21 и предписания от 30.06.2021 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" (129366, г. Москва, пр. Мира, д. 176; ОГРН 5137746066740; ИНН 7717768215; далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 17.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание Управления являются правомерными.
В судебном заседании представитель Общества поддержали доводы жалобы, представители Учреждения просили в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение от 03.06.2021 N 0372100052921000375 о проведении электронного аукциона на поставку системы рентгенодиагностической на три рабочих места с принадлежностями - компрессионным ремнем, тележкой для монитора, пультом управления в процедурной, монитором в процедурной, переговорным устройством для связи врача с пациентом.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.06.2021 N 0372100052921000375-3 заявка Общества признана не соответствующей требованиям документации в связи с непредоставлением документов, подтверждающих государственную регистрацию предполагаемых к поставке медицинских изделий (компрессионного ремня и тележки для монитора).
Общество, сославшись на неправомерное признание Учреждением его заявки не соответствующей требованиям документации, обратилось в Управление с жалобой от 24.06.2021 на действия заказчика.
Управление, рассмотрев жалобу, вынесло решение от 30.06.2021 по делу N 44-3144/21 о признании в действиях аукционной комиссии Учреждения нарушения части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Об устранении нарушения законодательства о закупках Учреждению выдано предписание от 30.06.2021.
Учреждение, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности оспариваемых решения и предписания, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
В пункте 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ указано, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Закона.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявка Общества была признана аукционной комиссией Учреждения не соответствующей требованиям документации в связи с тем, что участником закупки не были представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию предполагаемых к поставке медицинских изделий (компрессионного ремня и тележки для монитора).
Суды также установили, что Учреждением в пункте 20 раздела II документации об электронном аукционе "Информационная карта аукциона" указано требование об обязательном предоставлении участниками закупок копий регистрационных удостоверений в составе заявки на позиции поставляемого товара, которые подлежат регистрации на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1); на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416), согласно пункту 2 которых государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Документом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выдаваемое по утвержденной форме бессрочно (пункт 6 Правил N 1416).
В силу подпункта "а" пункта 56 Правил N 1416 в регистрационном удостоверении указывается наименование медицинского изделия с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению.
Как установили суды двух инстанций, Общество во второй части заявки представило регистрационное удостоверение от 23.09.2016 N ФСР 2008/02828 на предполагаемый к поставке товар: комплекс рентгеновский диагностический КРД - "ЭКСПЕРТ" по ТУ 9442-025-11150760-2008, а также на медицинские изделия: пульт управления в процедурной (пункт 1.2.3), монитор (пункт 8.1), переговорное устройство (пункт 9.2).
Указанное регистрационное удостоверение в нарушение пунктов 11, 20 Информационной карты документации о закупке не содержало сведений о том, что компрессионный ремень и тележка для монитора прошли государственную регистрацию. При этом в приложении к регистрационному удостоверению данные медицинские изделия не поименованы как принадлежности.
В связи с этим суды двух инстанций пришли к выводу о том, что признание Учреждением заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе не является нарушением части 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых решения и предписания упомянутым нормам, а также о нарушении ими прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-62853/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды двух инстанций, Общество во второй части заявки представило регистрационное удостоверение от 23.09.2016 N ФСР 2008/02828 на предполагаемый к поставке товар: комплекс рентгеновский диагностический КРД - "ЭКСПЕРТ" по ТУ 9442-025-11150760-2008, а также на медицинские изделия: пульт управления в процедурной (пункт 1.2.3), монитор (пункт 8.1), переговорное устройство (пункт 9.2).
Указанное регистрационное удостоверение в нарушение пунктов 11, 20 Информационной карты документации о закупке не содержало сведений о том, что компрессионный ремень и тележка для монитора прошли государственную регистрацию. При этом в приложении к регистрационному удостоверению данные медицинские изделия не поименованы как принадлежности.
В связи с этим суды двух инстанций пришли к выводу о том, что признание Учреждением заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе не является нарушением части 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2022 г. N Ф07-20518/21 по делу N А56-62853/2021