25 февраля 2022 г. |
Дело N А21-4140/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 22.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А21-4140/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090, (далее - Управление), от 12.04.2021 N 039/04/9.21-275/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2021, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.06.2021 и постановление от 23.09.2021, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным и отмене постановления Управления.
По мнению подателя кассационной жалобы, неосуществление технологического присоединения в срок, установленный договором и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обусловлено объективными причинами, не связанными с действиями сетевой организации; Общество добросовестно и последовательно выполняло предусмотренные договором о технологическом присоединении и техническими условиями обязанности сетевой организации; судами необоснованно не учтены в качестве обстоятельства непреодолимой силы введенные в 2020 году ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в поступившей в Управление жалобе Цвынтарный Дмитрий Анатольевич (заявитель) сообщил о невыполнении Обществом условий договора от 03.03.2020 N 1046/02/20 об осуществлении технологического присоединения (далее - Договор), о том, что технологические присоединение необходимо для электроснабжения садового дома по адресу: Калининград, ул. Лейтенанта Катина, территория Садоводческого некоммерческого товарищества "Зарница", Ромашковая ул., д. 43 (кадастровый номер 39:15:120915:43).
Пунктом 5 Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения.
Дата начала исполнения Обществом обязательств со стороны Общества - 03.03.2020, дата окончания - 03.09.2020.
Согласно пункту 6 Договора сетевая организация обязалась осуществить с соблюдением установленного Договором срока технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), который Общество обязано провести в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий N Г-1046/20, являющихся неотъемлемой частью Договора.
Уведомление о выполнении заявителем ТУ поступило Обществу 03.08.2020.
Согласно акту допуска (проверки) приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до 1000 В от 05.08.2020 N 894 ТУ заявитель выполнил.
В ходе административного расследования Управление установило, что в нарушение пункта 16 Правил N 861 Общество не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Договором.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 26.03.2021 N 039/04/9.21-275/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 12.04.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-275/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, оснований для снижения назначенного Обществу административного штрафа или замены его на предупреждение, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 существенным условием договора технологического присоединения является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
В силу пункта 5 Договора технологическое присоединение энергопринимающих устройств Цвынтарного Д.А. к электрическим сетям Общества должно было состояться не позднее 03.09.2020.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на дату рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении (12.04.2021) технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям Общества не было осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору Обществом не оспаривается.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В кассационной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку неосуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок обусловлено не зависевшими от сетевой организации причинами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины Общества в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Так, 14.09.2020 Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Энергопроект" заключен договор N 74ГП-ЭП/1.7с/Я на разработку до 13.12.2020 рабочей документации, при этом мероприятия по технологическому присоединению надлежало завершить не позднее 03.09.2020 (пункт 5 Договора).
Ссылка Общества на введение в 2020 году ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции получила надлежащую оценку судов двух инстанций и мотивированно ими отклонена.
Общество является сетевой организацией, осуществляющей свою деятельность непрерывно, на которую в силу указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 режим нерабочих дней не распространяется. Суд апелляционной инстанции отметил, что с учетом установленного Договором периода исполнения обязательств признать действия Общества последовательными и достаточными не представляется возможным. Деятельность Общества не приостанавливалась, так же как и деятельность его подрядчика и организаций, осуществлявших проектирование. Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Как установили суды, доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии или отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Довод Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ направлен на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заменить назначенный ему штраф на предупреждение либо снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права вывод судов о законности оспариваемого постановления Управления является правильным.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А21-4140/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заменить назначенный ему штраф на предупреждение либо снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф07-16631/21 по делу N А21-4140/2021