25 февраля 2022 г. |
Дело N А56-103455/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от Администрации Центрального района Санкт-Петербурга Холовой Ж.А. (доверенность от 29.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 по делу N А56-103455/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района", адрес: 191124, Санкт-Петербург, пр. Суворовский, д. 60, ОГРН 1089847185746, ИНН 7842384671(далее - Жилкомсервис), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Современные технологии строительства", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 39, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047833006704, ИНН 7838018190 (далее - Общество), о взыскании 1 524 311 руб. 39 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением от 25.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО).
Определением от 06.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Определением от 26.11.2020 в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Администрация.
Определением от 11.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство), Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов).
От Жилкомсервиса поступило ходатайство об уточнении иска, в соответствии с которым истец просит взыскать с Общества 9613 руб. 57 коп. задолженности по договору от 01.08.2008 N 25-3 за период с 01.09.2016 по 26.10.2016; с Администрации в пользу истца взыскать 986 134 руб. 59 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (по помещению N 21-Н (бывшее 8-Н), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 45, лит. А.) за период с 01.09.2016 по 30.06.2019, а также 240 487 руб. 15 коп. задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома (по помещению N 22-Н (бывшее 7-Н и 13-Н), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 45, лит. А.), за период с 27.10.2016 по 30.06.2019. Уточнения приняты судом.
Решением от 15.06.2021 иск удовлетворен частично; с Общества в пользу Жилкомсервиса взыскано 9613 руб. 57 коп. задолженности; в иске к Администрации отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.10.2021 решение от 15.06.2021 отменено в части отказа в иске к Администрации; с Администрации в пользу Жилкомсервиса взыскано 640 787 руб. 32 коп. задолженности за содержание помещения N 21-Н, 157 728 руб. 07 коп. за содержание помещения N 22-Н; в остальной части в иске к Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 01.10.2021, оставить в силе решение от 15.06.2021.
По мнению подателя жалобы, Администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Агентство как представитель Санкт-Петербурга, являющегося собственником помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязано нести расходы по их содержанию, в том числе в отношении спорных помещений, в связи с чем и является получателем целевых бюджетных средств, выделяемых для несения указанных расходов. Апелляционный суд не учел, что фактическое пользование помещением 21-Н в спорный период осуществлялось Обществом (арендатором).
В отзывах на кассационную жалобу Жилкомсервис и Агентство просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу КИО ссылается на то, что Общество обязано вносить платежи за содержание помещений до момента их возврата арендодателю.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Жилкомсервис является управляющей компанией, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 45, лит. А (далее - МКД), и выполняет функции исполнителя коммунальных услуг.
Общество в период с 14.09.2007 по 26.10.2016 на праве аренды владело и пользовалось помещениями N 7-Н и 13-Н, расположенными в МКД, (в настоящее время помещение N 22-Н).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2016 по делу N А56-34084/2016 с Общества в пользу КИО взыскано 685 854 руб. 43 коп. задолженности, 314 431 руб. 28 коп. пеней; договор аренды от 14.09.2007 N 20-А025828 расторгнут; Общество выселено из занимаемого помещения N 22-Н, расположенного в МКД.
Общество в период с 05.06.2006 по 04.03.2016 владело и пользовалось помещением N 8-Н, расположенным в МКД, (в настоящее время помещение N 21-Н).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2015 по делу N А56-28266/2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 04.03.2016, с Общества в пользу КИО взыскано 2 617 879 руб. 77 коп. задолженности, 642 361 руб. 14 коп. пеней; договор аренды от 20.02.2013 N 03-А213356 расторгнут; Общество выселено из нежилого помещения 21-Н площадью 429,9 кв.м с кадастровым номером 78:31:1121:8:53:13, расположенного в МКД.
Жилкомсервис и Общество заключили договоры на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обеспечение коммунальными услугами пользователей нежилых помещений, в отношении спорных помещений, от 01.08.2008 N 25-3, от 01.10.2009 N 25-1 (далее - Договоры), по которым Общество обязалось участвовать в содержании мест общего пользования и нести соответствующие жилищно-коммунальные расходы.
В обоснование иска Жилкомсервис указал на то, что, являясь управляющей компанией МКД, в котором расположены нежилые помещения, он оказал жилищно-коммунальные услуги, задолженность по оплате которых по состоянию на 13.08.2019 составила 1 524 311 руб. 39 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом и Администрацией обязанности по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг, Жилкомсервис обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, отказав в удовлетворении требований к Администрации.
Апелляционный суд отменил решение в части отказа в иске к Администрации; иск к Администрации удовлетворил частично, в остальной части решение оставил без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Общества (арендатора) 9613 руб. 57 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и обеспечению коммунальными услугами нежилых помещений, начисленных по Договору от 01.08.2008 N 25-3 за период с 01.09.2016 по 26.10.2016.
При этом при рассмотрении требований, заявленных к Администрации, суды пришли к правильному выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям, заявленным до 26.11.2017.
Однако, отказывая в иске к Администрации за период с 27.11.2017 по 30.09.2019, суд первой инстанции не учел, что срок исковой давности по указанному периоду не пропущен.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда в указанной части и взыскал с Администрации в пользу Жилкомсервиса 640 787 руб. 32 коп. задолженности за период с 26.11.2017 по 30.06.2019 за содержание помещения N 21-Н, и 157 728 руб. 07 коп. задолженности за период с 27.11.2017 по 30.06.2019 за содержание помещения N 22-Н.
При этом апелляционный суд правомерно исходил из того, что Администрация несет бремя содержания нежилого помещения в многоквартирном доме.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что иск предъявлен к Администрации правомерно, поскольку она представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника нежилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, в том числе оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Администрации о том, что помещение 21-Н находилось в пользовании арендатора, поскольку он надлежащими доказательствами не подтвержден.
С учетом изложенного, апелляционный суд правомерно взыскал с Администрации в пользу Жилкомсервиса 640 787 руб. 32 коп. задолженности за период с 26.11.2017 по 30.06.2019 за содержание помещения N 21-Н, и 157 728 руб. 07 коп. задолженности за период с 27.11.2017 по 30.06.2019 за содержание помещения N 22-Н, отказав в остальной части иска к Администрации, отменив в этой части решение.
Решение в части взыскания с арендатора в пользу истца 9 613 руб. 57 коп. задолженности за период с 01.09.2016 по 26.10.2016 апелляционный суд оставил без изменения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о неправильной оценке апелляционным судом имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 по делу N А56-103455/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого
...
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф07-20588/21 по делу N А56-103455/2019