25 февраля 2022 г. |
Дело N А21-2761/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" Гусевой А.А. (доверенность от 21.04.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток" Мурзаевой Н.В. (доверенность от 28.09.2020),
рассмотрев 24.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А21-2761/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: город Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток", адрес: 141031, Московская область, город Мытищи, Осташковское шоссе, дом 1, ОГРН 1035005516105, ИНН 5029069967 (далее - Общество), о взыскании 10 855 494 руб. 16 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанные за период с 01.01.2019 по 31.10.2019, и 1 317 933 руб. 56 коп. неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг, начисленной за период с 10.11.2019 по 03.03.2021.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2021 Предприятию в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 21.10.2021 и оставить в силе решение от 12.07.2021.
Податель жалобы считает ошибочным вывод апелляционного суда о применении к договору обращения с ТКО положений гражданского законодательства об абонентском договоре. Как указывает податель жалобы, условием для оплаты услуг является факт их оказания, а не заключение договора.
По мнению подателя жалобы, истцом не доказан факт оказания услуг; акты о невозможности вывоза ТКО, составленные ООО "Дармет плюс" в одностороннем порядке, такими доказательствами не являются, отчеты ГЛОНАСС и маршрутные журналы, подтверждающие, что мусоровозы подъезжали к ТЦ "Леруа Мерлен", не представлены; в спорный период вывоз ТКО с территории ответчика осуществляло ООО "ЭкоБалтРесурс" на основании договора от 10.09.2018 N 78/169; привлечение Общества к административной ответственности постановлением от 03.08.2020 по делу N 488/2020 косвенно подтверждает то обстоятельство, что услуги Обществу Предприятием не оказывались.
В возражениях на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия отклонил их.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области, осуществляющим свою деятельность с 01.01.2019.
Предприятие действует на основании лицензии от 24.09.2019 N (39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного 20.06.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием.
На основании заявки Общества на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО Предприятие подготовило и направило Обществу проект договора от 01.01.2019 N 230100498. Возникшие у Общества и Предприятия при заключении договора от 01.01.2019 N 230100498 разногласия сторонами не урегулированы, договор от 01.01.2019 N 230100498 не подписан.
Предприятие, ссылаясь на то, что в период с января по октябрь 2019 года оказало Обществу услуги по обращению с ТКО в отношении торгового центра "Леруа Мерлен" (Калининград) на общую сумму 10 855 494 руб. 16 коп., которые Обществом не оплачены, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество, возражая против удовлетворения иска, указывало на то, что Предприятие в спорный период услугу по обращению с ТКО Обществу не оказывало; вывоз ТКО с территории торгового центра осуществляло ООО "ЭкоБалтРесурс" на основании договора от 10.09.2018 N 78/169; односторонние акты, составленные Предприятием, не являются доказательством оказания услуг.
Кроме того, как полагало Общество, постановлением Министерства природных ресурсов и экологии по Калининградской области от 03.08.2020 по делу N 488/2020 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ подтверждено, что услуги не были оказаны.
Суд первой инстанции отказал Предприятию в иске, посчитав факт оказания Предприятием услуг недоказанным.
Апелляционный суд удовлетворил иск Предприятия, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в порядке, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
Поскольку сторонами не были урегулированы разногласия по проекту договора от 01.01.2019 N 231114430, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между Предприятием и Обществом в силу пункта 8(15) Правил N 1156 считается заключенным на условиях типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.112016 N 1156.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 22 типового договора региональному оператору предоставлено право в случае нарушения сроков оплаты предъявить потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Квалификация апелляционным судом заключенного между Предприятием и Обществом договора на оказание услуг по обращению с ТКО как абонентского договора не повлияла на правомерность сделанных судом выводов, поскольку факт оказания в спорный период услуг по обращению к ТКО Обществом не опровергнут.
Составление и подписание сторонами акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Наличие у Предприятия статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории Калининградской области, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах
производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Между тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Презумпцию образования ТКО как естественного результата жизнедеятельности работников торгового центра и его посетителей Общество не оспаривало, а представленные Обществом доказательства не опровергают факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Из представленных Обществом в материалы дела документов (договор от 10.09.2018 N 78/169, заключенный Обществом с ООО "ЭкоБалтРесурс", и подписанные акты оказанных по этому договору услуг) следует, что в спорный период ООО "ЭкоБалтРесурс" осуществляло лишь транспортировку отходов производства и потребления, образованных в результате хозяйственной деятельности объекта Общества, тогда как в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами предполагает совершение большего объема действий - сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов.
Соответственно, ООО "ЭкоБалтРесурс" услуги по обращению с ТКО Обществу не оказывало, договор от 10.09.2018 N 78/169 не является замещающим договором на аналогичные услуги. В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается именно региональными операторами. ООО "ЭкоБалтРесурс" не наделено статусом регионального оператора и заключенный с ним договор не является договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, ответчиком не представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО иной специализированной организацией, помимо истца, с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен в выборе мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых общих местах накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО и территориальную схему обращения с отходами.
Доказательства того, что вывезенные ООО "ЭкоБалтРесурс" территории торгового центра Общества ТКО в итоге не попадали к региональному оператору, в материалах дела отсутствуют.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих факт подъезда мусоровозов к контейнерной площадке на территории торгового центра "Леруа Мерлен", отклоняются кассационным судом.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит отходы из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления. Из материалов дела следует, что контейнерная площадка на территории торгового центра до 28.01.2021 не была включена в реестр мест накопления ТКО и не была внесена в территориальную схему размещения, а потому обязанность по вывозу с нее ТКО у Общества отсутствовала. При этом данное обстоятельство не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором.
В постановлении Министерства природных ресурсов и экологии по Калининградской области от 03.08.2020 по делу N 488/2020 отсутствуют выводы о том, что Предприятие не оказывает Обществу услуги по обращению с ТКО. Указание на то, что ТКО не вывозятся, сделано только в отношении оборудованной Обществом контейнерной площадки, обязанности по вывозу с которой ТКО у Общества не имелось.
Поскольку ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с ТКО в спорный период ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, погашение образовавшейся за период с января по октябрь 2019 года задолженности Обществом документально не подтверждено, апелляционный суд правомерно удовлетворил иск Предприятия о взыскании 10 855 494 руб. 16 коп. задолженности и 1 317 933 руб. 56 коп. неустойки.
Определение объема ТКО осуществлено Предприятием расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, что соответствует требованиям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505. Стоимость услуг определена на основании установленных Предприятию тарифов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела апелляционным судом не допущено. В связи с этим основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А21-2761/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных Обществом в материалы дела документов (договор от 10.09.2018 N 78/169, заключенный Обществом с ООО "ЭкоБалтРесурс", и подписанные акты оказанных по этому договору услуг) следует, что в спорный период ООО "ЭкоБалтРесурс" осуществляло лишь транспортировку отходов производства и потребления, образованных в результате хозяйственной деятельности объекта Общества, тогда как в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами предполагает совершение большего объема действий - сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов.
Соответственно, ООО "ЭкоБалтРесурс" услуги по обращению с ТКО Обществу не оказывало, договор от 10.09.2018 N 78/169 не является замещающим договором на аналогичные услуги. В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается именно региональными операторами. ООО "ЭкоБалтРесурс" не наделено статусом регионального оператора и заключенный с ним договор не является договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, ответчиком не представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО иной специализированной организацией, помимо истца, с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.
...
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
...
Определение объема ТКО осуществлено Предприятием расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, что соответствует требованиям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505. Стоимость услуг определена на основании установленных Предприятию тарифов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф07-20368/21 по делу N А21-2761/2021