г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А21-2761/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Гусева А.А. по доверенности от 21.04.2021
от ответчика: Мурзаева Н.В. по доверенности от 28.09.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29382/2021) ГП КО "ЕСОО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по делу N А21-2761/2021, принятое
по иску ГП КО "ЕСОО"
к ООО "Леруа Мерлен Восток"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ГП КО "ЕСОО", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток" (далее - ООО "Леруа Мерлен Восток", общество, ответчик) о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 10 855 494,16 руб., пени за период с 10.11.2019 по 03.03.2021 в размере 1 317 933,56 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 83 867 руб.
Решением суда от 12.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт и взыскать с общества задолженность, пени, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины.
По мнению истца, судом не правильно применены положения нормативных актов, регулирующих основания и порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и сделан ошибочный вывод об отсутствии оснований для оплаты услуг региональному оператору. По мнению подателя жалобы, характер правоотношений сторон носит абонентский характер, отсутствие доказательств фактического оказания услуг не является препятствием к удовлетворению иска.
Истец также указывает, что организация указанная ответчиком - ООО "ЭкоБалтРесурс" не вправе оказывать услуги по вывозу ТКО. В свою очередь региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории области. Основания вывозить ТКО с площадки ответчика у предприятия отсутствовали, так как ответчиком были нарушены требования законодательства в части внесения своей контейнерной площадки в реестр муниципальных площадок. Вместе с тем, попытки вывоза ТКО региональный оператор предпринимал, однако общество препятствовало вывозу ТКО со своей контейнерной площадки.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.
Отзыв общества судом не принят, поскольку не направлен в адрес истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
В адрес общества был отправлен проект договора с просьбой подписать и вернуть один экземпляр в адрес Регионального оператора, который согласно сведениям, размещенным на сайте "Почта России", обществом получен 19.10.2019.
Подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО, как и мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, обществом в адрес предприятия не направлен; договор N 231114430 на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с 01.01.2019 по цене регионального оператора.
На основании подп. "а", "б" п. 13 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к Договору, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "в" п. 15 потребитель обязуется производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (п. 17 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 28-06кк/19 от 29.03.2019 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 N 96-04кк/18" установлен следующий единый тариф на услугу регионального оператора на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб/м3 (без НДС); на период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,14 руб/м3 (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131-07окк/19 "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО "ЕСОО" на территории Калининградской области на 2020-2022 годы" установлен единый тариф на услугу регионального оператора за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 488,57 руб/м3 (НДС не облагается), с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 506,16 руб/м3 (НДС не облагается).
Претензионным письмом от 01.11.2020 истец уведомил ответчика о наличии задолженности по оплате оказанных по договору услуг, предложив в течение 30 дней погасить долг.
Поскольку в добровольном порядке задолженность за услуги по договору ответчиком не погашена, истец обратился в Арбитражный суд Калининградской области с рассматриваемым иском.
Возражая против заявленных исковых требований, общество указало, что направило 15.08.2019 в адрес регионального оператора заявку потребителя и документы на заключение договора по обращению с ТКО, включая сведения о контейнерах и периодичность их вывоза; получив от истца проект договора, направило в адрес регионального оператора протокол разногласий по нему, которые не были урегулированы. Договор считается заключенным на условиях типового договора, однако предприятие свои обязательства по условиям типового договора не исполняло и фактически не оказывало услугу по обращению с ТКО; вывоз ТКО с территории торгового комплекса осуществлялся ООО "ЭкоБалтРесурс" на основании договора от 10.09.2018. При этом общество не препятствовало региональному оператору оказывать услугу по обращению с ТКО, но фактическое оказание данной услуги предприятием началось только с 28.11.2020.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные истцом требования, согласился с возражениями ответчика, посчитал иск регионального оператора необоснованным и отказал в иске в полном объеме.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу положений пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, то считается заключенным на условиях типового договора, а отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8(18) Правил N 1156.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, обращения на ненадлежащий/несвоевременный вывоз ТКО за исковой период.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2 и 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы 20, 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения необходимой валовой выручки регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Постановления N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Постановления N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Постановления N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Системный анализ приведенных законоположений позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств оплаты оказанных обществом услуг, наличие оснований для возникновения обязанности у ответчика по их оплате в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами, исковые требования предприятия подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного выше обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования ГП КО "ЕСОО" - удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе отнесены на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по делу N А21-2761/2021 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток" в пользу Государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" 10 855 494,16 руб. задолженности, 1 317 933,56 руб. пени за период с 10.11.2019 по 03.03.2021, 83 867 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2761/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ", ГП КО "Единая система обращения с отходами"
Ответчик: ООО "Леруа Мерлен Восток"