25 февраля 2022 г. |
Дело N А66-3890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А66-3890/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тараненко Николай Владимирович, ОГРНИП 319695200001126, ИНН 690300015509, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства предпринимателя Тараненко Н.В. от 13.11.2019 о переводе земельного участка площадью 20 324 кв. м с кадастровым номером 69:19:0000025:1952, расположенного по адресу: Тверская обл., Лихославльский р-н, Вескинское с.п., вблизи д. Берестово, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности); обязании Правительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного акта решения по результатам рассмотрения его ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство).
Решением от 25.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 данное решение оставлено без изменения.
Правительство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в силу регионального законодательства Правительство не вправе принять решение по ходатайству о переводе земельного участка из одной категории земель в другую до рассмотрения данного вопроса специально созданной комиссией, внесение ходатайства на рассмотрение которой обеспечивается Министерством; настоящий спор возник по причине несвоевременного исполнения Министерством обязанностей, возложенных на него Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп; в свою очередь, Министерство не имело возможности передать ходатайство предпринимателя на рассмотрение комиссии и Правительства ввиду получения противоречивой информации относительно соответствия испрашиваемого назначения земельного участка документам территориального планирования.
Предприниматель Тараненко Н.В. в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Тараненко Н.В. с 01.11.2019 является единоличным собственником земельного участка площадью 20 324 кв. м с кадастровым номером 69:19:0000025:1952, расположенного по адресу: Тверская обл., Лихославльский р-н, Вескинское с.п., вблизи д. Берестово, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для ведения сельского хозяйства".
13.11.2019 предприниматель Тараненко Н.В. обратился в Правительство с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Министерство письмами от 13.01.2020 N 04-07/101-АМ, от 14.02.2020 N 04-07/1566-АМ, от 18.03.2020 N 01-07/2993-ИЖ, от 12.08.2020 N 01-07/9332-АМ, от 09.03.2021 N 01-07/2334-ИЖ сообщало заявителю о том, что его ходатайство планируется рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям; о результатах рассмотрения данного вопроса и о принятом по итогам распоряжении Правительства предприниматель будет уведомлен в установленном порядке.
Тараненко Н.В., ссылаясь на то, что по истечении установленного законом двухмесячного срока решение по его ходатайству Правительством не принято, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 2 упомянутого Закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Суды, установив, что ходатайство по истечении тридцати дней со дня его поступления в Правительство не было возвращено предпринимателю Тараненко Н.В. без рассмотрения и в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства никакого решения по нему Правительством не принято, правомерно посчитали, что Правительство начиная с 14.01.2020 допустило незаконное бездействие.
Вопреки положениям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Правительство не доказало наличие объективных препятствий для своевременного принятия решения по ходатайству предпринимателя.
Ссылка Правительства на установленный региональным законодательством порядок рассмотрения ходатайств об изменении категории земель правомерно отклонена судами как не могущая служить обоснованием нарушения нормативно определенного срока. Обязанность соблюдения данного срока возлагается на орган, уполномоченный на принятие акта о переводе земель в иную категорию или об отказе в таком переводе, независимо от действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия отраслевых органов при рассмотрении вопроса об изменении категории земель земельного участка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2021 по ходатайству Правительства исполнение решения от 25.05.2021 и постановления от 13.09.2021 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А66-3890/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 25.05.2021 и постановления от 13.09.2021 по настоящему делу отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2021 по ходатайству Правительства исполнение решения от 25.05.2021 и постановления от 13.09.2021 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф07-18358/21 по делу N А66-3890/2021