25 февраля 2022 г. |
Дело N А56-9272/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Тютюнник Е.А. (доверенность от 10.01.2022), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Юриной Е.А. (доверенность от 10.01.2022), от Комитета финансов Ленинградской области Ивановой О.А. (доверенность от 14.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу N А56-9272/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089848035419, ИНН 7839394366 (далее - Комитет), о взыскании 31 429 руб. 43 коп. убытков в виде разницы в тарифах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с января по декабрь 2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов).
Решением от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.07.2021 и постановление апелляционного суда от 22.10.2021,принять новый судебный акт, которым в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, Предприятие не представило надлежаще оформленные документы, подтверждающие факт и объем предоставления услуги по водоснабжению и водоотведению по льготным тарифам со стороны потребителей - уполномоченных представителей льготных категорий граждан. Суды не установили реальный размер выпадающих доходов Предприятия, которые возникли в результате разницы между экономически обоснованными и льготными тарифами при предоставлении услуги по льготным тарифам, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, которым в иске Предприятия отказать.
В судебном заседании представители Комитета и Комитета финансов поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению населения муниципального образования "Алеховщинское сельское поселение" Лодейнопольского района Ленинградской области.
Предприятие (получатель) и Комитет (главный распорядитель) заключили соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) водоснабжения и водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций от 13.07.2020 N 32-МТ (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета Ленинградской области в 2020 году субсидии в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области.
В связи с оказанием в период с января по декабрь 2018 года населению услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, ниже экономически обоснованных, у Предприятия возникли убытки, вызванные межтарифной разницей.
Предприятие направило в адрес Комитета заявку от 30.12.2020 на предоставление субсидии в счет недополученных доходов, вызванных межтарифной разницей, на которое последний письмом от 13.01.2021 ответил отказом в выплате субсидии по причине отсутствия печатей органа местного самоуправления на актах о фактических объемах поставленного коммунального ресурса.
Поскольку Комитет не возместил ресурсоснабжающей организации 31 429 руб. 43 коп. разницы между экономически обоснованным тарифом, установленным для Предприятия, и тарифом для населения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку в данном случае коммунальными услугами обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Приказом Комитета по тарифам от 19.12.2017 N 478-п для Предприятия установлены экономически обоснованные тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с января по декабрь 2018 года.
Приказом Комитета по тарифам от 19.12.2017 N 478-пн для населения установлены льготные тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, которые ниже экономически обоснованных тарифов.
Отсутствие согласованных Комитетом по тарифам справок-расчетов объемов оказанных услуг не влияет на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования.
Наличие межтарифной разницы само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Ни Комитет, ни Комитет по тарифам не опровергли факт несения Предприятием убытков в связи с применением в расчетах установленных льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения и не представили доказательств, свидетельствующих, что имело место водоснабжение и водоотведение в ином размере.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
В постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Предоставление субсидий за спорный период регламентирован Порядком предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (далее - Порядок N 121).
В подтверждение расчета задолженности по субсидиям в спорный период Предприятие представило в материалы дела акты о фактических объемах поставленных коммунальных ресурсов за спорный период, подписанные главой администрации муниципального образования и представителем агента - акционерным обществом "Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области" (далее - АО "ЕИРЦ ЛО"), начисляющим и аккумулирующим оплату коммунальных услуг населением без возражений, а также справки-расчеты субсидий, согласованные Комитетом по тарифам и АО "ЕИРЦ ЛО".
Комитет документально расчет Предприятия не опроверг, доказательств оказания услуг водоснабжения и водоотведения в ином объеме не представил.
Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, предъявленные к взысканию требования правомерно удовлетворены судами двух инстанций.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу N А56-9272/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф07-19244/21 по делу N А56-9272/2021