24 февраля 2022 г. |
Дело N А44-3086/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Хвойная-Лес" Исаченко А.В. (доверенность от 13.04.2021),
рассмотрев 24.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хвойная-Лес" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А44-3086/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хвойная-Лес", адрес: 174580, Новгородская обл., Хвойнинский р-н, п. Хвойная, Советская ул., д.10, пом. 56, ОГРН 1155321008743,ИНН 5320026328 (далее - ООО "Хвойная-Лес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области; адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13а, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее - Министерство) об обязании с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 29.10.2019 N 450 за 2020-2021 годы с учетом применения коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) к минимальному размеру арендной платы.
Решением суда от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В обоснование своих доводов Общество ссылается на примечания к Постановлению N 310, подпункты "ж", "з", "к" Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания), письмо Рослесхоза России от 28.12.2017 N ИВ-04-54/19238, условия договора аренды лесного участка от 29.10.2019 N 450, настаивая на том, что индексация арендной платы возможна лишь в отношении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, а к арендной плате, превышающей минимальный размер, определенной на торгах и подлежащей внесению в бюджет субъекта коэффициенты индексации не применяются, поскольку последняя является нерегулируемой и определена по результатам аукциона; в договоре отсутствует указание об изменении всего размера арендной платы в соответствии с Постановлением N 310.
Кроме того, податель жалобы полагает, что действия Министерства по индексации платы, установленной на торгах, нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ставят в неравное положение победителя торгов предложившего наибольшую цену с иными пользователями.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал свою правовую позицию.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании Приказа Министерства от 02.09.2019 N 916 проведен аукцион на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины в электронной форме, в том числе по лоту N 4 в отношении лесного участка, расположенного в Хвойнинском участковом лесничестве, площадью 3537 кв. м.
В соответствии с Документацией об аукционе начальная цена предмета аукциона определяется на основе минимального размера арендной платы и по лоту N 4 составила 1 539 901 руб. 75 коп.
По результатам, проведенного 11.10.2019 аукциона победителем по лоту N 4 стало Общество, предложившее цену 13 936 096 руб. 75 коп., с которым Министерство 29.10.2019 заключило договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 450.
Пунктом 2.1 названного договора предусмотрено, что размер арендной платы на 2019 год равен 13 939 096 руб. 75 коп.; арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы; расчет арендной платы приводится в приложении 4 к договору.
В силу пункта 2.2 договора размера арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными Постановлением N 310 для соответствующего года.
По расчету Министерства размер арендной платы:
- на 2019 год составил 13 936 096 руб. 75 коп., в том числе 1 539 901 руб. 75 коп. - минимальный размер.
-на 2020 год - 15 341 417 руб. 43 коп., в том числе 1 695 185 руб. 96 коп. - минимальный размер.
Согласно уведомлению Министерства от 14.12.2020 размер арендной платы на 2021 год составил 15 926 967 руб. 71 коп., в том числе 1 759 887 руб. 71 коп. - минимальный размер.
Общество, считая означенный расчет Министерства арендной платы на 2020 и 2021 годы неправильным, обратилось в суд с настоящим иском.
Иск Общества обоснован тем, что индексация арендной платы возможна лишь в отношении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Как следует из статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу частей 3, 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом; к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
При разрешении спора по настоящему делу суды обоснованно исходили из того, что упомянутый договор аренды заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 3 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 11.10.2019 была сформирована итоговая цена договора в размере 13 936 096, руб. 75 коп. Указанная цена включает в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Новгородской области (приложение 5 к договору).
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Частью 10 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний, договоры аренды и договоры купли-продажи заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В силу частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363, от 12.10.2019 N 1318 ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением N 310, в 2020 году применяются с коэффициентом 2,62; в 2021 году - с коэффициентом 2,72.
Судом установлено, что расчет арендной платы на 2020, 2021 годы произведен Министерством с применением указанных коэффициентов к общему размеру арендной платы. В связи с применением коэффициентов размер арендной платы на 2020 год составил 15 341 417 руб. 43 коп., на 2021 год - 15 926 967 руб. 71 коп. (при итоговой цене аукциона - 13 936 096, руб. 75 коп. согласно пункту 3 протокола о результатах аукциона от 11.10.2019).
Приложением 5 к договору предусмотрено перечисление арендной платы в федеральный бюджет в части минимального размера арендной платы и в бюджет Новгородской области в части, превышающей этот размер.
Из материалов дела следует, что начальная цена аукциона по лоту N 4 определялась на основании минимального размера арендной платы в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и составила 1 539 901 руб. 75 коп.
При этом, как верно указал суд, начальная цена аукциона утратила свое значение после того, как была сформирована итоговая цена договора. Подавая заявку на участие в аукционе, участвуя в аукционе посредством предложения шагов аукциона, Общество согласилось с его условиями, в том числе указанными в проекте договора аренды (пункт 2.2.), предусматривающими изменение всего размера арендной платы.
Следует согласиться с выводом суда о том, что ни протокол о результатах аукциона, ни договор аренды не содержат условия об изменении только минимального размера арендной платы, то есть начальной цены аукциона.
Условие договора относительно изменения арендной платы соответствует типовому договору аренды лесного участка, утвержденному приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693, действующему до 01.01.2021.
Статьей 79 ЛК РФ предусмотрено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукцион". Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.
На основании указанной нормы права никаких дополнительных платежей, кроме периодических, условиями аукциона не могло быть предусмотрено.
Таким образом, при организации аукциона и участии в нем стороны исходили из того, что договор аренды будет заключен с лицом, предложившим наибольший размер арендной платы, которая подлежит изменению в порядке, установленном статьей 73 ЛК РФ, как в отношении части зачисляемой в федеральный, так и в областной бюджеты.
Условие о том, что арендная плата в областной бюджет является нерегулируемой, ни условиями аукциона, ни положениями договора аренды не предусмотрено.
Из пункта 2.2 договора аренды также не следует, что изменение размера арендной платы в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными Постановлением N 310, будет применяться только к минимальному размеру арендной платы, на основании которого определялась начальная цена аукциона.
При изложенных обстоятельствах и доказательства, являются правомерными действия Министерства по определению арендной платы по договору аренды лесного участка от 29.10.2019 N 450 на 2020 и 2021 годы с применением коэффициентов индексации ко всему размеру арендной платы.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации (Определение от 24.04.2018 N 1002-О), Верховного Суда РФ (Определение от 07.06.2021 N 307-ЭС21-7529), пункту 28 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 1 (2017), утвержденного 16.02.2017.
Ссылка истца на письмо Рослесхоза от 28.12.2017 обоснованно отклонена судом, как не противоречащее пункту 2.2. договора аренды.
Утверждение Общества о нарушении условиями аукциона и заключенного по его результатам договора аренды положений Закона о защите конкуренции, в виду предмета спора, не подлежит оценке. Условия проведения аукциона Общество ранее не оспаривало.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А44-3086/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хвойная-Лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.