02 марта 2022 г. |
Дело N А66-12893/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А66-12893/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район", адрес: 170003, г. Тверь, ул. Стадионная, д. 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к прокуратуре Заволжского района города Твери, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 130 (далее - Прокуратура), о признании незаконным требования от 15.06.2020 N 2-26-2020 о проведении в отношении Общества внеплановой проверки на предмет законности начисления платы потребителям по строке "организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов" в отношении 65 многоквартирных домов, находящихся в управлении данной управляющей компании.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Прокуратуру из государственной жилищной инспекции (далее - Инспекция) поступило письмо от 18.03.2020, содержащее сообщение о том, что в течение 2019 года в отношении Общества названным контролирующим органом проводились внеплановые документарные проверки на предмет неправомерного начисления платы по строке "Организация и содержание мест накопления твердые коммунальные отходы" в размере 00 руб. 57 коп. за 1 кв. м, выдавались предписания и возбуждались дела об административных правонарушениях. При рассмотрении арбитражного дела N А66-8078/2019 суды трех инстанций пришли к выводу, что действия Общества противоречат части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором указанную услугу начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. При этом увеличение размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома на 00 руб. 57 коп. за кв. м противоречит положениям части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", поскольку в данном случае представляет собой одностороннее изменение управляющей организацией условий заключенного с собственниками договора без принятия ими соответствующего решения.
На момент поступления в Прокуратуру информации Инспекции в управлении Общества находилось 65 многоквартирных домов.
Полагая, что выявленные нарушения могут допускаться Обществом в отношении потребителей, проживающих во всех многоквартирных домах, находящихся в его управлении, Инспекция просила принять меры прокурорского реагирования в отношении заявителя.
Изучив данную информацию и изложенные в ней обстоятельства, Прокуратура направила в адрес Инспекции требование от 15.06.2020 N 2-26-2020 о проведении в отношении Общества внеплановой проверки по вопросу законности начисления указанной платы потребителям в 65 многоквартирных домах.
Не согласившись с указанным требованием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации определены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1).
Согласно положениям статьи 10 Закона N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция N 45).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Судами двух инстанций установлено, что в поступившей от Инспекции информации содержались сведения о факте совершения Обществом правонарушения в области жилищного законодательства, имелась ссылка на судебный акт арбитражного суда, по делу, в рамках которого установлен факт правонарушения, а также приводился перечень 65 многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества как управляющей организации.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что у Прокуратуры имелись основания для инициирования проведения проверки, связанные с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности Общества в отношении потребителей указанных многоквартирных домов признаков нарушений лицензионных требований по начислению платы потребителям по строке "организация и содержание мест накопления ТКО".
Суды также указали, что, вынося оспариваемое требование, прокурор действовал в рамках своей компетенции. По форме и содержанию требование прокурора соответствует действующему законодательству, подписано уполномоченным лицом и подлежало безусловному исполнению Инспекцией.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого требования, в связи с чем отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438), как содержащее мораторий на внеплановые проверки юридических лиц в спорном периоде, подлежит отклонению.
В силу подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основанием для проведения которых являются поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Оспариваемое требование вынесено в пределах указанных полномочий.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А66-12893/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основанием для проведения которых являются поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2022 г. N Ф07-19229/21 по делу N А66-12893/2020