02 марта 2022 г. |
Дело N А66-11328/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А66-11328/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (ранее - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"), адрес: 119017, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - Управление), от 21.07.2021 по делу N 069/04/9.21-266/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2021, постановление Управления изменено в части размера назначенного Обществу административного штрафа, который снижен до 300 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.09.2021 и постановление от 30.11.2021, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
По мнению подателя кассационной жалобы, неосуществление технологического присоединения в срок, установленный договором и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обусловлено не связанным с действиями сетевой организации недофинансированием ее деятельности; выделенных Обществу в составе регулируемого тарифа средств для обеспечения подключения льготных категорий граждан, к которым относится заявитель - Семенова Татьяна Ивановна, недостаточно; Общество приняло все необходимые меры для исполнения принятых на себя по договору технологического присоединения обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая решение от 13.09.2021 и постановление от 30.11.2021 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Общества и Управления поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (сетевая организация) и садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) "Огонек" (заявитель), действовавшее в интересах Семеновой Т.И., 23.09.2020 заключили договор N 42014865 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение к своим сетям энергопринимающего устройства Семеновой Т.И., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0204101:207 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, сп Аввакумовское, СНТ "Огонек", район дер. Сокол, участок N 132.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по нему составлял 6 месяцев со дня его заключения. Соответственно, технологическое присоединение энергопринимающего устройства Семеновой Т.И. должно было быть осуществлено до 23.03.2021.
Согласно пункту 6 Договора сетевая организация обязалась выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположено указанное в технических условиях присоединяемое энергопринимающее устройство Семеновой Т.И., а также урегулировать отношения с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 8 Договора заявитель обязался выполнить возложенные на него мероприятия по технологическому присоединению в границах земельного участка, на которых расположено энергопринимающее устройство.
Пунктами 12.2 - 12.8 технических условий к Договору предусмотрены обязанности сетевой организации смонтировать ответвления до выносного пункта учета электроэнергии сетевой организации, укомплектовать такой пункт учета размыкателями нагрузки, прибором трехфазного учета, укомплектовать распределительную коробку на опоре сетевой организации коммутационным аппаратом, оснащенным защитой от короткого замыкания и перегрузки электрической сети, осуществить учет электроэнергии на границе балансовой принадлежности, проверку соблюдения заявителем технических условий, фактическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям, для защиты от несанкционированного изменения эксплуатационного состояния маркировать специальными знаками визуального контроля прибор учета электрической энергии, размыкатель нагрузки и выносной пункт учета. Пунктом 12.1 технических условий к Договору дополнительно предусмотрена обязанность сетевой организации смонтировать участок воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ.
В поступившем в Управление 30.04.2021 заявлении Семенова Т.И. сообщила о нарушении Обществом сроков исполнения обязательств по осуществлению технологического присоединения, о невыполнении по состоянию на 30.04.2021 технологического присоединения по Договору.
Управление, усмотрев в действиях Общества нарушение пункта 16 Правил N 861, возбудило в отношении сетевой организации дело N 069/04/9.21-266/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 07.07.2021 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 21.07.2021 по делу об административном правонарушении N 069/04/9.21-266/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, вместе с тем счел возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного Обществу штрафа, снизив его 300 000 руб.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
В соответствии с условиями Договора технологическое присоединение энергопринимающего устройства Семеновой Т.И. должно было состояться не позднее 23.03.2021.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судами, на дату обращения Семеновой Т.И. к Управлению технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям Общества не было осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору Обществом не оспаривается.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В кассационной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку неосуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок обусловлено не зависевшим от сетевой организации недофинансированием деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств льготных категорий граждан-потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как отметили суды, материалы дела не содержат доказательств существования объективных причин, не позволивших осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в установленный Правилами N 861 срок, принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на выполнение принятых на себя по Договору обязательств.
Суды обоснованно указали, что осуществление технологического присоединения в отношении льготной категории заявителей и отсутствие источника финансирования для исполнения мероприятий по технологическому присоединению к объективно препятствующим исполнению условий договора обстоятельствам не относятся.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права вывод судов о законности оспариваемого постановления Управления является правильным.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А66-11328/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2022 г. N Ф07-1503/22 по делу N А66-11328/2021