09 марта 2022 г. |
Дело N А66-1726/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 09.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А66-1726/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к товариществу собственников жилья "Мира 64А", адрес: 171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 64А, ОГРН 1146908000656, ИНН 6908014111 (далее - Товарищество), о взыскании 21 281 руб. 68 коп. долга за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в октябре и ноябре 2020 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая организация".
Решением суда от 27.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2021, с Товарищества в пользу Общества взыскано 9647 руб. 47 коп. задолженности; в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит принять новый судебный акт. Податель жалобы утверждает, что в настоящем случае возможно использовать в расчетах показания прибора учета, установленного в многоквартирном доме Товарищества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в октябре и ноябре 2020 года Общество в отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения поставило в находившийся в управлении Товарищества многоквартирный жилой дом электрическую энергию на общедомовые нужды.
Полагая, что долг Товарищества по оплате отпущенной в этот период электрической энергии составил 21 281 руб. 68 коп., Общество направило Товариществу претензию от 22.12.2020, которая осталась без удовлетворения.
Наличие задолженности по оплате ресурса послужило основанием настоящего иска.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования частично, определив объем поставленной электроэнергии в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг. Суды посчитали необоснованным применение в расчетах показаний общедомового прибора учета ввиду отсутствия доказательств надлежащего допуска в эксплуатацию указанного прибора учета.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отношения по договору энергоснабжения регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Пунктом 136 Основных положений (в редакции от 29.08.2020) установлено, что гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Под эксплуатацией прибора учета для целей названного документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения названного документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают приоритет учетного способа определения объема поставленных энергоресурсов, основанного на его измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров, в том числе купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 124).
По общему правилу, установленному подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.
Коллективный (общедомовый) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Как установлено судами и следует из материалов дела, объем отпущенной Товариществу электрической энергии Общество определило по показаниям прибора учета N 17584884, который был установлен сетевой организацией в 2014 году. Общество считает, что данный прибор учета необходимо применять в расчетах.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дел N А66-11760/2015, А66-2770/2019 и А66-2525/2018, суды пришли к выводу о невозможности использовать в расчетах спорный прибор учета, ввиду установленных нарушений при вводе его в эксплуатацию.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора Общество не опровергло обстоятельства, установленные в делах N А66-11760/2015, А66-2770/2019 и А66-2525/2018, и не представило доказательств соблюдения порядка ввода спорного прибора учета в эксплуатацию, суды признали правомерным применение Товариществом расчетного метода определения объема электропотребления на общедомовые нужды по утвержденному нормативу.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласиться с выводами судов в этой части, поскольку вступившими в законную силу судебными актами по указанным выше делам установлены обстоятельства, препятствующие ресурсоснабжающей организации производить расчеты с Товариществом по показаниям общедомового прибора учета.
Учитывая, что при рассмотрении дела суды правильно установили фактические обстоятельства и не допустили нарушений норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А66-1726/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров, в том числе купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 124).
По общему правилу, установленному подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.
Коллективный (общедомовый) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2022 г. N Ф07-908/22 по делу N А66-1726/2021