09 марта 2022 г. |
Дело N А56-21825/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от товарищества собственников жилья "Петербургская классика" Киселевой Н.В. (доверенность от 10.01.2022), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ильиной С.А. (доверенность от 19.10.2021),
рассмотрев 09.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-21825/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Петербургская классика", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московское шос., д. 30, корп. 2, ОГРН 1037821075885, ИНН 7810289640 (далее - Товарищество), об истребовании сведений по многоквартирному дому (далее - МКД), расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Московское ш., д. 30, корп. 2:
1. Дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД по квартирам N 31, 84, 88, 91, 109, 137, 142, 164, 168, 184, 209, 221, 224, 233, 238;
2. Место рождения, адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД по квартирам N 31, 44, 47, 52, 57, 64, 80, 81, 97, 128, 137, 141, 145, 152, 202, 215.
В случае удовлетворения судом исковых требований полностью или частично Предприятие просило обязать Товарищество представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с Товарищества неустойку в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения решения суда (в случае удовлетворения судом исковых требований Предприятия полностью или частично) и взыскивать 1000 руб. за каждый день непредоставления истребуемых сведений до момента исполнения Товариществом решения суда в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, в удовлетворении иска отказать.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что судами неверно установлена дата перехода на прямые договоры; собственники помещений перешли на прямые договоры после вступления в силу изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), следовательно, Товарищество обязано предоставить Предприятию сведения, указанные в пункте 6 Правил N 354.
Также заявитель ссылается на то, что вывод суда апелляционной инстанции о нарушениях в действиях Предприятия норм действующего законодательства в части срока перехода на прямые договоры с Товариществом, подлежит отклонения, поскольку датой начала действия прямого договора следует считать день, когда Предприятие получило копию протокола общего собрания собственников (08.05.2019).
Как следует из кассационной жалобы, законодатель установил конкретный перечень сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги и подлежащий передаче ресурсоснабжающей организации (РСО) при переходе МКД на прямые договоры, именно в целях соблюдения баланса интересов в данных правоотношениях, чтобы недобросовестные физические лица, а также организации, осуществляющие управление МКД, надлежащим образом исполняли обязанности, возложенные на них законом.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что по сведениям, которые представило Товарищество, нельзя определенно идентифицировать потребителя коммунальной услуги. Отсутствие у Товарищества сведений о собственниках и пользователях жилых помещений в МКД, включающие в себя дату и место рождения, реквизиты документа удостоверяющего личность, не отменяет действие пункта 6 Правил N 354, дающему Предприятию право требования соответствующей информации и закрепляющей за Товариществом обязанность по ее предоставлению.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Предприятия подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Товарищества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии в МКД, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московское ш., д. 30, корп. 2, и находящийся в управлении Товарищества.
В апреле 2019 года собственники помещений в МКД приняли решение о переходе на прямые договоры с Предприятием, оформленное протоколом общего собрания от 17.04.2019 N 20.
Предприятие направило в адрес Товарищества письмо от 18.02.2021 N 58-13/7590 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Часть сведений, входящих в перечень, установленный пунктом 6 Правил N 354, Товарищество Предприятию представило.
Отказ Товарищества в предоставлении следующих данных: дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, явился основанием для предъявления настоящего иска.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям (РСО), региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета. В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, осуществление деятельности по управлению многоквартирным жилым домом предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих исполнителю возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность исполнителя по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками помещений предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых помещений в соответствии с запросами истца передавал.
Требования Предприятия фактически сводятся к обязанию ответчика представить персональные данные нескольких собственников помещений в соответствии с пунктом 6 Правил N 354, а именно дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
Ответчик ссылается на отсутствие у него такой информации и невозможность ее получения.
Кроме того, судами установлено, что 17.04.2019 на общем собрании собственников помещений МКД принято решение о переходе на прямые договоры, о чем Товарищество сообщило Предприятию письмом от 07.05.2019 исх. N 20 с требованием о расторжении договора и с приложением документов в обоснование требований - копии протокола общего собрания собственников помещений, реестра собственников и показания счетчиков ГВС на 30.04.2019.
Как верно отмечено судами, принятое собственниками МКД решение в установленном порядке не отменено, не изменено, недействительным не признано.
По решению Предприятия срок заключения прямых договоров перенесен на 01.08.2019.
Вместе с тем назначенная Предприятием дата заключения договоров выходит за допустимый трехмесячный срок от момента принятия решения собранием собственников МКД (17.04.2019).
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, наличие у Предприятия информации о владельцах жилых помещений, необходимой для начисления платы, суды указали на отсутствие обязанности по передаче персональных сведений собственников помещений на момент перехода их на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, суды пришли к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные Предприятием в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-21825/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность исполнителя по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками помещений предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
...
Требования Предприятия фактически сводятся к обязанию ответчика представить персональные данные нескольких собственников помещений в соответствии с пунктом 6 Правил N 354, а именно дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2022 г. N Ф07-286/22 по делу N А56-21825/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33440/2022
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-286/2022
08.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30010/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21825/2021