10 марта 2022 г. |
Дело N А56-33971/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Петровский колледж" Гончарова А.И. (доверенность от 21.12.2020),
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Петровский колледж" и Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-33971/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Петровский колледж", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 35, ОГРН 1027802723332, ИНН 7805030240 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о взыскании 156 269 руб. 22 коп. задолженности за оказанные услуги теплоснабжения объекта недвижимости в порядке регресса и 22 416 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения иска).
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Санкт-Петербурга (далее - Правительство), Комитет финансов Санкт-Петербурга и Жилищный комитет.
Решением от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 30.09.2021 и постановление апелляционного суда от 08.12.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, Комитет, как исполнительный орган, обладающий полномочиями в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, обязан возместить понесенные Учреждением расходы по оплате услуг теплоснабжения.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит изменить решение от 30.09.2021 и постановление апелляционного суда от 08.12.2021, исключив из мотивированной части вывод судов о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство.
По мнению подателя жалобы, полномочия собственника государственного имущества, находящегося за пределами субъекта, отнесены к компетенции Комитета, в связи с чем Правительство не является надлежащим ответчиком. Правоотношения Учреждения и общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - Общество) урегулированы договором, заключенным после изъятия спорного объекта из оперативного управления истца, в связи с чем Учреждение было осведомлено об отсутствии у него обязательств по несению расходов за оказанные услуги теплоснабжения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационных жалобах.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждению на праве оперативного управления в период с 23.02.2013 по 30.03.2018 принадлежало помещение, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Полярной правды, д. 6, находящееся в собственности Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета от 28.02.2018 N 114-рк "Об использовании объектов недвижимости по адресам: Мурманская область, г. Мурманск, улица Полярной правды, дом 6; Мурманская область, г. Мурманск, Кольский проспект, дом 164" (далее - Распоряжение N 114-рк) объект недвижимости 30.03.2018 изъят из оперативного управления Учреждения, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование иска Учреждение сослалось на то, что во избежание мер по отключению Объекта от системы теплоснабжения оно (субабонент) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения от 25.10.2018 N 2304100000718 (далее - Договор), предметом которого является поставка тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения спорного помещения.
Согласно пункту 3.3.1 Договора в обязанности субабонента входит оплата получаемой тепловой энергии в порядке, установленным разделом 4 Договора.
Во исполнение Договора в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 Общество поставило в спорное помещение тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, стоимость которой оплатило Учреждение.
Ссылаясь на то, что с момента изъятия объекта обязанность по оплате поставленной в него тепловой энергии возложена на Комитет, как на представителя собственника (Санкт-Петербурга), Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Санкт-Петербурга, как публично-правового образования, приобретают имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материалов дела следует, что Учреждению на праве оперативного управления в период с 23.02.2013 по 30.03.2018 принадлежало спорное помещение, которое находится в собственности Санкт-Петербурга.
Распоряжением N 114-рк Комитет с 30.03.2018 изъял помещение из оперативного управления истца.
В обоснование иска Учреждение сослалось на то, что на основании Договора оно оплатило стоимость услуг теплоснабжения, оказанных в отношении спорного помещения в период с 01.10.2018 по 31.12.2018, которую ему должен возместить собственник в лице Комитета.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно Положению о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 (далее - Положение N 98) Комитет не обладает полномочиями по организации содержания жилых и нежилых помещений, не является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на эти цели, а следовательно, не является надлежащим ответчиком.
При рассмотрении спора суды сделали вывод о том, что поскольку Правительство не наделило Комитет полномочиями по организации содержания жилых и нежилых помещений, то оно является надлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на иск и в апелляционной жалобе Правительство ссылалось на то, что в соответствии с пунктом 3.4 Положения N 98 Комитет осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, за исключением полномочий, которые в соответствии в действующим законодательством относятся к компетенции иных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Следовательно, по мнению Правительства, полномочие собственника государственного имущества Санкт-Петербурга в части обеспечения содержания находящихся за пределами Санкт-Петербурга помещений в многоквартирных домах, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам, в настоящее время отнесено к компетенции Комитета.
Данный довод не был надлежащим образом исследован судами первой и апелляционной инстанций.
В связи с этим вывод судов о том, что Правительство является надлежащим ответчиком по настоящему делу, недостаточно обоснован.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление апелляционного суда следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить доводы лиц, участвующих в деле, заявленные в обоснование своих позиций; установить исполнительный орган государственный власти, который осуществляет содержание объектов казны Санкт-Петербурга, находящихся за его пределами, и определить надлежащего ответчика по делу, обосновав соответствующий вывод; с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-33971/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
...
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Санкт-Петербурга, как публично-правового образования, приобретают имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2022 г. N Ф07-1412/22 по делу N А56-33971/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20355/2022
28.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25446/2022
16.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33971/2021
10.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1412/2022
18.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35702/2021
30.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33971/2021