15 марта 2022 г. |
Дело N А42-6062/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.
рассмотрев 14.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макарова Александра Александровича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по делу N А42-6062/2021,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Октябрьского административного округа города Мурманска, адрес: 183038, г. Мурманск, Октябрьская ул., д. 1, корп. 1 (далее - Прокуратура), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Макарова Александра Александровича, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Генералова, д. 15, кв. 19, ОГРНИП 321519000007087 (далее - Предприниматель), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2021, Предприниматель привлечен к административной ответственности в соответствии с заявленной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить означенные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций. Податель жалобы не согласен с квалификацией выявленных нарушений по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а также указывает на имеющиеся противоречия в материалах административного дела относительно наименований проверяемых магазинов. Предполагая несогласие кассационной коллегии с доводами о квалификации содеянного по статье 10.8 КоАП РФ, Предприниматель просит в этом случае заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств причинения в результате допущенных нарушений какого-либо вреда жизни или здоровью граждан.
Прокуратура и Предприниматель надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из обжалуемых судебных актов, в рамках рассмотрения обращения гражданина Малярова А.Я. Прокуратурой 21.06.2021 в период с 11 ч. 00 мин до 11 ч. 30 мин была проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации Предпринимателем мясной и рыбной продукции в магазине "Рыбный", расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 16а.
В ходе проверки Прокуратурой установлен и отражен в акте от 21.06.2021 с применением средств фотофиксации, факт нахождения на витринах указанного магазина рыбы и рыбной продукции (окунь, ряпушка, пикша замороженная, треска замороженная, куски рыбы в пленке и пельмени рыбные) общим весом 22 003 гр. без ветеринарных сопроводительных документов, без информации о дате выработки и изготовителе продукции, сроков годности. Маркировочные этикетки, листки вкладышей, транспортная упаковка с маркировкой на указанную продукцию отсутствовали.
Выявленные нарушения послужили проверяющим основанием для изъятия из оборота спорной продукции и передачи ее на ответственное хранение Предпринимателю, Такте Прокуратурой 24.06.2021 вынесено постановление о возбуждении в отношении Предпринимателя дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и в порядке статьи 23.1. КоАП РФ направлено в арбитражный суд настоящее заявление.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного правонарушения, в связи с чем привлек последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с изъятием из оборота и уничтожением продукции, снятой с реализации согласно акту проверки от 21.06.2021 и переданной Макарову А.А. на ответственное хранение.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (пункт 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также установлен запрет на нахождение в обороте пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными, представляющими опасность для человека снимаются с реализации, утилизируются или уничтожаются.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 7 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011), согласно статье 3 которого пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлены требования к маркировке упакованной пищевой продукции, согласно которым маркировка должна содержать сведения о наименовании, составе, количестве, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя, рекомендациях и ограничениях по использованию, показателях пищевой ценности и так далее.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (далее - ТР ЕАЭС 040/2016), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
Пищевая рыбная продукция растительного происхождения, находящаяся в обращении, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость такой продукции. Каждая партия пищевой рыбной продукции животного происхождения, подконтрольная ветеринарному контролю (надзору), ввозится на территорию Союза при наличии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления (пункт 9 ТР ЕАЭС 040/2016).
В соответствии с пунктом 12 ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция, не соответствующая требованиям названного технического регламента и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая рыбная продукция с истекшим сроком годности, а также пищевая рыбная продукция, собственник которой не может подтвердить происхождение пищевой рыбной продукции для обеспечения ее прослеживаемости, подлежит изъятию из обращения собственником пищевой рыбной продукции самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена.
Согласно пункту 54 ТР ЕАЭС 040/2016 процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Перечень сведений, которые должны содержаться в маркировке упакованной пищевой продукции, установлен в пункте 73 ТР ЕАЭС 040/2016.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В рассматриваемом деле судами установлено, материалами дела подтверждается и Макаровым А.А. не отрицается, что в нарушение вышеприведенных норм реализация спорной пищевой продукции осуществлялась Предпринимателем в отсутствие документации, подтверждающей соответствие данной продукции требованиям названных технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт принятия Предпринимателем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований к обороту пищевых продуктов в организациях торговли, суды пришли к верному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и удовлетворили заявление Прокуратуры.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, выраженной в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, согласно которой нарушение требований технических регламентов, выразившихся в хранении и реализации продукции с истекшим сроком годности, может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе проведения проверки и оформления факта выявленного административного правонарушения судами не установлено. Срок давности и порядок привлечения Предпринимателя к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Оснований для применения статьей 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по делу N А42-6062/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макарова Александра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт принятия Предпринимателем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований к обороту пищевых продуктов в организациях торговли, суды пришли к верному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и удовлетворили заявление Прокуратуры.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, выраженной в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, согласно которой нарушение требований технических регламентов, выразившихся в хранении и реализации продукции с истекшим сроком годности, может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Оснований для применения статьей 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2022 г. N Ф07-1274/22 по делу N А42-6062/2021