17 марта 2022 г. |
Дело N А56-38463/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Лобынцевой А.А. (доверенность от 16.08.2021),
рассмотрев 17.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А56-38463/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Просвещения 64-66", адрес: 194292, Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 64, корп. 2, ОГРН 1077800022145, ИНН 7802235190 (далее - Товарищество), об истребовании сведений по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, дом 64, корп. 2, лит. А, а именно:
1.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
1.2. наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
1.3. адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме;
1.4. реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае удовлетворения судом иска, Предприятие просило обязать Товарищество представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Также Предприятие просило взыскать 1000 руб. неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, иск удовлетворить.
В судебном заседании представители Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, в зоне теплоснабжения Предприятия расположен многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, дом 64, корп. 2, лит. А (далее - МКД), находящиеся в управлении Товарищества.
МКД находится на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД, заключенных посредством совершения конклюдентных действий.
Истец оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Условия прямого договора предусмотрены пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена обязанность организации, осуществляющей управление МКД, предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения, предусмотренные Правилами N 354.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению, сроки и порядок их предоставления установлен пунктом 6 Правил N 354.
Предприятием в адрес Товарищества направлено письмо от 20.02.2021 N 58-13/7952 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Вместе с тем, запрашиваемые Предприятием сведения Товариществом переданы не в полном объеме, что послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Суды не нашли правовых основания для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям (РСО), региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Суды, сославшись на определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, в котором указано, что является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897, в удовлетворении иска отказали.
Вывод судов основаны на представленном в материалы дела протоколе общего собрания собственников МКД от 03.03.2019, согласно которому собственниками принято решение о заключении собственниками жилых помещений МКД прямых договоров на предоставление коммунальных услуг холодного, горячего, водоснабжения, водоотведения, отопления, энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями с 01.03.2019.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Таким образом, суды пришли к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебный акт по другому делу, выводы по которому основаны на иных конкретных фактических обстоятельствах.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции. Заявленные доводы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А56-38463/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, сославшись на определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, в котором указано, что является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897, в удовлетворении иска отказали.
...
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А56-38463/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2022 г. N Ф07-20528/21 по делу N А56-38463/2021