17 марта 2022 г. |
Дело N А66-8944/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Передовые Медицинские Технологии" Юрченко М.О. (доверенность от 08.07.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Меджидова Р.Г. (доверенность от 16.12.2020 N 01-17/25 ПМ),
рассмотрев 14.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Передовые Медицинские Технологии" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А66-8944/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Передовые Медицинские Технологии", адрес: 125315, Москва, Ленинградский пр., д. 68, стр. 24, этаж 4, пом. VII, комн. 9, ОГРН 5147746102499, ИНН 7718998476 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - Управление), от 28.05.2021 N 04-6/1-303-3065ЕК по делу N 069/01/17-303/2020.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр Медицинских технологий", адрес: 171158, Тверская обл., Вышний Волочек, Казанский пр., д. 129, пом. 1004, ОГРН 1136908000360, ИНН 6908013580 (далее - ООО "Центр Медицинских технологий"), Министерство здравоохранения Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1026900516246, ИНН 6905044950 (далее - Министерство), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Тверской областной клинический онкологический диспансер", адрес: 170008, г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 57/37, ОГРН 1026900568023, ИНН 6903005748 (далее - ГБУЗ "ТОКОД", Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части вывода об отсутствии нарушения прав Общества обжалуемым решением Управления, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вывод Управления о нарушении Министерством пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в силу создания преимущественных условий для Общества и заключения контракта по максимальной цене не может не затрагивать права и интересы Общества, поскольку указывает на его участие в сделке, заключенной с нарушением антимонопольного законодательства. Общество указывает, что данный вывод не привел к вынесению предписаний в отношении Общества, однако указывает на незаконный характер заключенного им контракта в результате действий Министерства, что влечет для него репутационные потери и создает предпосылки для пересмотра цены уже исполненного контракта и требований о возврате необоснованно полученных средств.
С выводами суда апелляционной инстанции в части признания необоснованными и незаконными выводов, изложенных в решении Управления от 25.08.2021 N 04-6/1-303-3065ЕК, Общество согласилось и просило в указанной части оставить постановление без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с поступлением заявления ООО "Центр Медицинских технологий" приказом Управления от 20.08.2020 возбуждено дело N 069/01/17-303/2020 по признакам нарушения Министерством статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (система линейного ускорителя) (извещение N 0136500001120000699).
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение от 28.05.2021 N 04-6/1-303-3065ЕК, которым в действиях Министерства признано нарушение пункта 2 части 1 и части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, установлено отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела N 069/01/17-303/2020 по статье 48 Закона N 135-ФЗ, отсутствие оснований для выдачи Министерству предписания в связи с исполнением государственного контракта, решено направить материалы дела N 069/01/17-303/2020 уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общество не согласилось с решением Управления, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления, установив отсутствие нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Общества.
Апелляционный суд в мотивировочной части постановления признал правомерность доводов жалобы относительно незаконности выводов УФАС в оспариваемом решении и пришел к выводу о том, что в оспариваемом решении Управления нарушение Министерством части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлено необоснованно. Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд согласился с его выводами относительно отсутствия нарушения законных интересов Общества обжалуемым решением Управления.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В свою очередь, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки.
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации объекта закупки, установлены частями 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и не содержат ограничений по объему лота.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Как следует из материалов дела, признаки допущенного Министерством нарушения были установлены в том, что линейный ускоритель объединен в 1 лот со стереоскопической системой позиционирования пациента, что по мнению Управления привело к удорожанию закупаемого товара и ограничению участия в закупке потенциальных поставщиков.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности изложенных в решении Управления выводов о нарушении Министерством части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ. Апелляционный суд указал, что пункт 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ допускает одновременную закупку товаров, технологически и функционально связанных друг с другом; технологическая и функциональная взаимосвязь спорного оборудования материалами дела подтверждена; спорные товары связаны общим процессом их использования, разделение товара на лоты противоречило бы принципу ответственности за результативность обеспечения государственных нужд; сама по себе возможность отдельной закупки товаров не исключает право заказчика осуществить их закупку одним лотом; условия торгов не носят персонифицированный характер, а распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников аукциона. Доводы Управления о преимущественном положении ООО "Передовые Медицинские Технологии" признан необоснованным и не подтвержденным полученными доказательствами.
Заявителем кассационной жалобы постановление суда апелляционной инстанции в части вышеприведенных выводов не обжалуется.
Выразившее несогласие с выводами апелляционного суда Управление с самостоятельной кассационной жалобой в установленном порядке не обращалось.
Оставляя между тем без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд мотивированно указал, что в рассматриваемом случае несоответствие оспариваемого решения Управления Закону N 135-ФЗ не является достаточным основанием для удовлетворения требований Общества в силу положений статьи 201 АПК РФ.
Такой вывод является правильным при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах и сделанных им в мотивировочной части постановления выводах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А66-8944/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Передовые Медицинские Технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.