17 марта 2022 г. |
Дело N А05-2580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
при участии от товарищества собственников жилья "Поморская, 60" Косцовой Е.Ю. (доверенность от 17.06.2021),
рассмотрев 16.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А05-2580/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Поморская, 60", адрес: 163046, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 60, ОГРН 1092901010421, ИНН 2901197797 (далее - Товарищество), о возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 60.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 30.11.2021 решение суда от 25.05.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятое по делу постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что после вынесения решения по настоящему делу со стороны ответчика в адрес истца поступила заявка о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в ходе рассмотрения которой комиссией по определению места (площадки) накопления ТКО принято решение согласовать место (площадку) ТКО для д. 60 по ул. Поморская в г. Архангельске по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 54. При рассмотрении ранее поданных заявок ответчику разъяснялись основания отказа в согласовании места (площадки) накопления ТКО. В настоящее время место (площадка) накопления ТКО для д. 60 по ул. Поморская в г. Архангельске не организовано.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить в силе обжалуемое постановление, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Товарищества возражал против удовлетворения жалобы.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились (представлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца), в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 60.
Указывая на то, что контейнерная площадка для данного МКД, расположенная по адресу: г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 70, установлена возле объекта культурного наследия "Дом П.И. Гринфельдта", в письме от 10.03.2020 N 31-37/1285 Администрация потребовала от Товарищества организовать работу по переносу указанной контейнерной площадки в соответствии с установленным порядком.
Сотрудниками Администрации 10.07.2020 проведен осмотр контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 70, в ходе которого установлено и отражено в акте осмотра от 10.07.2020, что на площадке расположено 5 контейнеров; место расположения площадки не соответствует действующему порядку, место накопления ТКО для лиц, использующих площадку (в том числе Товарищества) в соответствии с Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением Администрации от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285), не определено.
Согласно справке Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Департамент городского хозяйства) от 29.07.2020 Товарищество с заявлением на включение в реестр контейнерной площадки для МКД N 60 по ул. Поморской в г. Архангельске в Департамент не обращалось.
Ссылаясь на то, что место (площадка) накопления ТКО и накопления крупногабаритных отходов для жителей вышеуказанного МКД не организовано, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признав их обоснованными.
Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила, в удовлетворении иска отказала.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела постановления и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления МКД относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также иных лиц (пункты 1 - 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Товарищество как на управляющую организацию спорных домов возложена обязанность обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Из приведенных норм права следует, что на Товарищество как управляющую организацию спорных домов возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для этих домов.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции инстанций установил, что Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию по вопросу согласования места размещения контейнерной площадки, в том числе по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела ответами Администрации от 03.07.2019 N 31-37/3401, от 24.12.2020 N 31-39/7926, от 19.11.2020 N 31-39/6940, от 17.06.2021 N 31-09/3867, письмом Товарищества от 09.06.2019, заявкой от 03.06.2021.
Вместе с тем по результатам рассмотрения заявки Товарищества от 30.10.2020 о согласовании места размещения контейнерной площадки по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70, комиссией принято решение отказать заявителю в определении места накопления ТКО по указанному адресу, что отражено в акте от 18.11.2020 N 42 и протоколе заседания комиссии от 18.11.2020 N 46. В качестве причин отказа указано, что спорное место размещения отходов находится в полосе отвода автомобильной дороги по пр. Советских Космонавтов в границах земельного участка с кадастровым номером 29:22:050502:1695, рядом с земельным участком с кадастровым номером 29:22:050502:1625, отведенным для строительства МКД. Комиссией рекомендовано Товариществу, а также иным заявителям, чьи контейнеры для ТКО размещены на спорной площадке (товарищество собственников жилья "Поморский 1", общество с ограниченной ответственностью "Терраса"), организовать место накопления ТКО во дворе жилых домов: 72 по пр. Советских Космонавтов и 54, 60, 60 (корп. 1) по ул. Поморской.
Кроме того, в письме от 10.03.2020 N 31-37/1285 Администрация указала на то, что контейнерная площадка для МКД N 60 по ул. Поморской, находящаяся по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70, установлена возле объекта культурного наследия регионального значения "Дом П.И. Гринфельдта", в отношении которого утверждено охранное обязательство, а также со ссылкой на статью 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющую установление зон охраны объекта культурного наследия, отметила, что контейнерная площадка, размещенная на территории объекта культурного наследия должна быть предназначена исключительно для эксплуатации объекта культурного наследия, не нарушать его целость и сохранность, соответствовать санитарным и противопожарным нормам.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности заявленных требований, поскольку возможность размещения контейнерной площадки с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в согласованном комиссией месте (по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 54) не подтверждена, фактически площадка накопления ТКО существует и располагается по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70, при этом недопустимость ее размещения по указанному адресу не доказана.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что заявка о согласовании места (площадки) накопления ТКО поступила только после вынесения решения суда первой инстанции по настоящему делу, подлежит отклонению как несостоятельный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Так, представленными в материалы дела обращениями Товарищества от 11.04.2019, 09.06.2019, 30.10.2020, 23.12.2020, 03.06.2021 и ответами Администрации от 03.07.2019 N 31-37/3401, от 24.12.2020 N 31-39/7926, от 19.11.2020 N 31-39/6940, от 17.06.2021 N 31-09/3867 подтверждается, что Товарищество неоднократно направляло заявления в Администрацию по вопросу согласования места размещения контейнерной площадки, в том числе по адресу: г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов.
Ссылка подателя жалобы на согласованный комиссией вариант размещения площадки для накопления ТКО по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 54, являлась предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонена с учетом того, что указанный вариант размещения площадки для накопления ТКО не соответствует требованиям санитарных правил в отношении минимальных расстояний от контейнерных площадок до детских игровых площадок.
Довод подателя жалобы о том, что в настоящее время место (площадка) накопления ТКО для спорного МКД не организована, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку фактически площадка накопления ТКО существует и располагается по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70. При этом недопустимость ее нахождения по указанному адресу Администрацией не была доказана.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявленных требований по праву, и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А05-2580/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции инстанций установил, что Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию по вопросу согласования места размещения контейнерной площадки, в том числе по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела ответами Администрации от 03.07.2019 N 31-37/3401, от 24.12.2020 N 31-39/7926, от 19.11.2020 N 31-39/6940, от 17.06.2021 N 31-09/3867, письмом Товарищества от 09.06.2019, заявкой от 03.06.2021.
Вместе с тем по результатам рассмотрения заявки Товарищества от 30.10.2020 о согласовании места размещения контейнерной площадки по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70, комиссией принято решение отказать заявителю в определении места накопления ТКО по указанному адресу, что отражено в акте от 18.11.2020 N 42 и протоколе заседания комиссии от 18.11.2020 N 46. В качестве причин отказа указано, что спорное место размещения отходов находится в полосе отвода автомобильной дороги по пр. Советских Космонавтов в границах земельного участка с кадастровым номером 29:22:050502:1695, рядом с земельным участком с кадастровым номером 29:22:050502:1625, отведенным для строительства МКД. Комиссией рекомендовано Товариществу, а также иным заявителям, чьи контейнеры для ТКО размещены на спорной площадке (товарищество собственников жилья "Поморский 1", общество с ограниченной ответственностью "Терраса"), организовать место накопления ТКО во дворе жилых домов: 72 по пр. Советских Космонавтов и 54, 60, 60 (корп. 1) по ул. Поморской.
Кроме того, в письме от 10.03.2020 N 31-37/1285 Администрация указала на то, что контейнерная площадка для МКД N 60 по ул. Поморской, находящаяся по адресу: пр. Советских Космонавтов, д. 70, установлена возле объекта культурного наследия регионального значения "Дом П.И. Гринфельдта", в отношении которого утверждено охранное обязательство, а также со ссылкой на статью 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющую установление зон охраны объекта культурного наследия, отметила, что контейнерная площадка, размещенная на территории объекта культурного наследия должна быть предназначена исключительно для эксплуатации объекта культурного наследия, не нарушать его целость и сохранность, соответствовать санитарным и противопожарным нормам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2022 г. N Ф07-1302/22 по делу N А05-2580/2021