21 марта 2022 г. |
Дело N А66-8678/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А66-8678/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тараненко Александр Владимирович, ОГРНИП 314695225500046, ИНН 690301052528, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства предпринимателя Тараненко А.В. от 25.09.2018 о переводе земельного участка площадью 17 288 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000025:6043, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Бурашевское с.п., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности); обязании Правительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу акта по результатам рассмотрения его ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство).
Решением от 12.08.2021 оспариваемое бездействие Правительства признано незаконным; на Правительство возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу принять акт по результатам рассмотрения ходатайства предпринимателя Тараненко А.В. о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 данное решение оставлено без изменения.
Правительство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в силу регионального законодательства Правительство не вправе принять решение по ходатайству о переводе земельного участка из одной категории земель в другую без рассмотрения его Межведомственной комиссией при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия); настоящий спор возник по причине несвоевременного исполнения Министерством обязанностей, возложенных на него Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент); со стороны непосредственно Правительства не было допущено незаконное бездействие; суд первой инстанции необоснованно восстановил Тараненко А.В. срок на обжалование бездействия государственного органа.
Предприниматель Тараненко А.В. в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить, поддерживая доводы Правительства, указывая, что во исполнение Регламента Министерство направило запросы в соответствующие органы и организации, рассмотрению ходатайства Тараненко А.В. о переводе земельного участка в другую категорию земель на Комиссии препятствовало отсутствие актуальных данных о наличии существующих запретов на размещение на участке объектов придорожного сервиса; суд первой инстанции необоснованно восстановил предпринимателю срок на обжалование бездействия Правительства, пропущенный без уважительных причин. Министерство просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, занятого в другом судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, предприниматель Тараненко А.В. лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом ходатайства Министерства не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Тараненко А.В. с 13.09.2018 является собственником земельного участка площадью 17 288 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000025:6043, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
25.09.2018 предприниматель Тараненко А.В. обратился в Правительство с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в связи с планируемым строительством придорожного комплекса.
В период с ноября 2018 года по май 2021 года предпринимателю от Министерства поступали письма, в которых сообщалось о том, что ходатайство планируется рассмотреть на заседании Комиссии; о результатах рассмотрения данного вопроса и о принятом по итогам его рассмотрения распоряжении Правительства предприниматель будет уведомлен в установленном порядке.
Тараненко А.В., ссылаясь на то, что по истечении установленного законом двухмесячного срока решение по его ходатайству Правительством не принято, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 2 упомянутого Закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Суды, установив, что ходатайство по истечении тридцати дней со дня его поступления в Правительство не было возвращено предпринимателю Тараненко А.В. без рассмотрения и в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства никакого решения по нему Правительством не принято, правомерно посчитали, что Правительство начиная с 25.11.2018 допустило незаконное бездействие.
Вопреки положениям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Правительство не доказало наличие объективных препятствий для своевременного принятия решения по ходатайству предпринимателя.
Ссылка Правительства на установленный региональным законодательством порядок рассмотрения ходатайств об изменении категории земель правомерно отклонена судами как не могущая служить обоснованием нарушения нормативно определенного срока. Обязанность соблюдения данного срока возлагается на орган, уполномоченный на принятие акта о переводе земель в иную категорию или об отказе в таком переводе, независимо от действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия отраслевых органов при рассмотрении вопроса об изменении категории земель земельного участка.
Вопрос о восстановлении предпринимателю Тараненко А.В. срока на обжалование бездействия Правительства был рассмотрен судом первой инстанции и разрешен положительно с учетом представленной в дело переписки, свидетельствующей о принятии заявителем мер к урегулированию спора во внесудебном порядке. Пересмотр данного вопроса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А66-8678/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
...
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2022 г. N Ф07-74/22 по делу N А66-8678/2021