23 марта 2022 г. |
Дело N А05-8948/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 23.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А05-8948/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Важское", адрес: 165136, Архангельская обл., Вельский р-н, с. Благовещенское, ул. Глазачева, д. 9, ОГРН 1022901216722, ИНН 2907008615 (далее - Общество, АО "Важское"), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении по основанию истечения срока давности привлечения Общества к административной ответственности. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что в действиях АО "Важское" отсутствует событие вменяемого правонарушения, и настаивает на том, что осуществляемая Обществом деятельность по обращению с отходами (навозом, образующимся от жизнедеятельности скота) подлежит лицензированию.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против удовлетворения жалобы Управления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Важское" является сельскохозяйственным предприятием, осуществляющим в том числе виды экономической деятельности: 01.41 - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (основной); 01.11.1 - выращивание зерновых культур; 01.11.2 - выращивание зернобобовых культур; 01.13.3 - выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; 01.19.1 - выращивание однолетних кормовых культур.
Управлением на основании распоряжения от 31.05.2021 N 120-ра в период с 07.06.2021 по 01.07.2021 проведена плановая выездная проверка по соблюдению Обществом обязательных требований природоохранного законодательства в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду - животноводческого комплекса в д. Олюбинской АО "Важское", по результатам которой составлен акт проверки от 01.07.2021 N 88-120/1-2021.
В ходе проверки Управлением установлено, что Обществом на объекте осуществляется деятельность по обработке, утилизации и транспортированию отхода IV класса опасности - свежего навоза крупного рогатого скота (далее - КРС).
Как указано в акте проверки, от жизнедеятельности КРС в стойловый период образуется навоз, который направляется на площадку компостирования. На площадке компостирования навоз перемешивается с подстилкой из древесных опилок и золой от сжигания древесного топлива. В теплый период перечисленные компоненты накапливаются и перегнивают, а в холодное время года в виде компоста наносятся тонким слоем на поля в качестве подкормки. Навоз является промежуточным компонентом процесса компостирования, повышающим плодородие почв путем внесения питательных, минеральных и органических веществ в почву.
Класс опасности отхода (IV) подтвержден актом отбора проб от 11.06.2021 N 056/01, протоколом испытаний от 21.06.2021 N ТО-056/01 и заключением федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области" от 22.06.2021 N 62/21.
Согласно проектной документации на строительство животноводческого комплекса, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от 04.10.2017 N 29-1-1-3-0123-17, свежий навоз КРС является отходом. Обществом представлены технические условия на удобрения животного происхождения: ТУ 20.15.80-001-01.41-2021 "Био-Ж"; ТУ 20.15.80-002-01.41-2021 "Био-Т"; ТУ 20.15.80-001-51782790-2018 "Удобрения органические на основе навоза КРС".
На основании приведенных обстоятельств Управление пришло к выводу об осуществлении Обществом деятельности по обработке, утилизации и транспортировании отхода IV класса опасности.
Поскольку указанный вид деятельности в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) осуществлялся Обществом без специального разрешения, Управление 26.07.2021 составило в отношении АО "Важское" протокол N 06-02-196/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по названной квалификации.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях АО "Важское" события вменяемого правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятый им судебный акт без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом, федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного закона, и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Статья 1 Закона N 89-ФЗ содержит основные понятия, используемые в названном Законе. Так, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; под транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; под утилизацией отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 названного Закона (в редакции Закона N 89-ФЗ, действовавшей в период проверки).
Из материалов дела следует, что АО "Важское" осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота, в результате которой образуются отходы IV класса опасности (навоз).
При этом, как установлено судами, в соответствии с технологическим процессом производства удобрения, применяемым Обществом, указанный вид отхода перерабатывается в продукт - органическое удобрение, который в дальнейшем используется АО "Важское" в своей производственной деятельности на собственных полях.
Порядок производства и использования АО "Важское" удобрений животного происхождения (навоза) регламентирован Технологическим регламентом экологически безопасного использования навоза крупного рогатого скота, утвержденным 05.07.2018 директором АО "Важское" Белозеровым Н.В., и Техническими условиями удобрения животного происхождения твердые "БИО-Т" ТУ 20.15.80-002-01.41-2021, утвержденными 29.06.2021 директором АО "Важское" Белозеровым Н.В.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 разъяснило, что, если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Учитывая процесс преобразования отходов производства в удобрение, суды заключили, что АО "Важское" не осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, что исключает обязанность Общества по получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления Управления.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А05-8948/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.