23 марта 2022 г. |
Дело N А56-35307/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Ростелеком" Кошкарёвой Я.В. (доверенность от 08.02.2021 N 02/29/61/21),
рассмотрев 21.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А56-35307/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возложении на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), обязанности вынести решение о возврате Обществу 2 422 739 руб. 91 коп. излишне уплаченных за 2016 год страховых взносов, из которых 1 921 204 руб. 26 коп. взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, 501 535 руб. 65 коп. взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская, д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее - Управление).
Решением суда от 17.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Отделение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы считает, что Обществом пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку об отказе в возврате страховых взносов Общество извещено уведомлением Управления от 22.06.2020 N 27-06-59/691/1; кроме того, Общество располагало информацией о переплате страховых взносов с момента их уплаты или предоставления расчетов за соответствующий период.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отделение и Управление своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество 14.02.2020 представило в Отделение заявление о возврате 3 479 567,44 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
21.02.2020 Общество представило в Управление корректирующий расчет по форме РСВ-1 за 2016 год по вопросу уменьшения начисленных страховых взносов в отношении отдельных видов выплат работникам (оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423), оплата перерывов для кормления ребенка (код 413), доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в пользу двух застрахованных лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, а также заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
По результатам проведенной проверки представленного Обществом корректирующего расчета по форме РСВ-1 за 2016 год Управление, установив, что уменьшение начислений по страховым взносам на указанные виды выплат, не соответствует нормам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), 18.05.2020 составило акт камеральной проверки и 02.07.2020 вынесло решение N 27-06-69/066 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Отделения от 08.06.2020 N 202F07200007910/1 Обществу отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в связи с отсутствием переплаты.
Полагая, что отказ в возврате переплаты по страховым взносам является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, учтя обстоятельства, установленные по делу N А56-90924/2020, в рамках которого рассматривался вопрос о законности решения Управления от 02.07.2020, N 27-06-69/066, установив, что заявление о возврате переплаты подано Обществом в судебном порядке в пределах трехлетнего срока с момента, когда Общество узнало о нарушении своих прав, удовлетворил заявленное требование. Также суд указал на неприменение к рассматриваемым правоотношениям срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта (в данном случае решения Отделения от 08.06.2020 N 202F07200007910/1 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов) Общество в арбитражный суд в рамках настоящего дела не обращалось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (пункт 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Суды установили, что судебными актами по делу N А56-90924/2020 решение Управления от 02.07.2020 N 27-06-69/066 признано недействительным. В рамках названного дела суды установили, что произведенные Обществом выплаты не подлежали включению в облагаемую базу по страховым взносам, в связи с чем у Общества имеется переплата за 2016 год.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.10.2019 N 32-П, исходя из установленных обстоятельств дела, суды признали правомерным требование Общества об обязании принять меры по возврату излишне уплаченных страховых взносов в виде принятия соответствующего решения о возврате.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 32 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Закона N 250, части 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в той мере, в какой данные законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного постановления, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
При таких обстоятельствах вывод судов о необходимости возложения на Отделение обязанности принять решение о возврате Обществу излишне уплаченных страховых взносов соответствует действующему законодательству.
С учетом письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.10.2017 N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@, принятое в целях организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, обязанность принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов возложена на Отделение.
В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198 юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
С учетом данных разъяснений суды установили, что трехлетний срок на обращение в суд Обществом не пропущен.
Довод Отделения о пропуске Обществом трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, обоснованно отклонен судами, как основанный на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. Поскольку самостоятельное требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе требование о признании недействительным решения Отделения от 08.06.2020 N 202F07200007910/1 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов Общество не заявляло, срок для обжалования, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, к данному спору не применяется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А56-35307/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198 юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2022 г. N Ф07-1604/22 по делу N А56-35307/2021