28 марта 2022 г. |
Дело N А21-4240/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" Орьевой Ю.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 28.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А21-4240/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма", адрес: 236029, Калининград, ул. В. Гакуна, д. 10, неж. пом. лит. "ХII" из лит. "А", ОГРН 1133926008292, ИНН 3906289644 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 25.03.2021 N ЖК-2/229/СЕЮ/5854-вх.
Определением суда от 25.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление) и Кубряк З.А.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2021, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций. Податель жалобы указывает, что при проведении проверки непосредственно Министерством не устанавливался факт превышения шума и вибрации на внутридомовых сетях отопления, горячего и холодного водоснабжения. По мнению Общества, оспариваемое предписание вынесено с нарушением положений Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Податель жалобы полагает ошибочными выводы судов относительно источника шума и считает, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости и носит формальный характер, поскольку Министерством не указаны конкретные действия и способы устранения выявленных нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившим из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации обращением гражданки Кубряк З.А. Министерство на основании приказа от 23.03.2021 N ЖК-680/пр провело внеплановую выездную проверку в отношении Общества, осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: Калининград, бульв. Ф. Лефорта, д. 24 (далее - МКД). Суть обращения - превышение уровня шума в жилом помещении (квартире N 41 указанного МКД) от работы внутридомовых инженерных сетей.
По результатам проверки Министерство составило акт от 23.03.2021 N ЖК-1/680/пр/СЕЮ и выдало предписание от 25.03.2021 N ЖК-2/229/СЕЮ/5854-вх, в соответствии с которым Обществу надлежало в срок до 01.07.2021 организовать выполнение мероприятий по снижению уровня шумов и вибрации на внутридомовых инженерных сетях отопления, горячего и холодного водоснабжения, в границах квартиры N 41 (первый этаж) МКД, проникающих в помещения через ограждающие конструкции, при необходимости с привлечением специализированной организации.
Предписание обусловлено требованиями пунктов 4.10.4.1, 4.10.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), части 2, 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктами "а" и "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110), пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491), подпунктами "д" и "в" пункта 4 и пункта 6 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Общество, не согласившись с предписанием Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу пункта 10 Правил N 491, общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила N 170 устанавливают требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.10.4.1 Правил N 170 неисправности звукоизоляции ограждающих конструкций, звукоизолирующих прокладок в полах, перекрытиях и их примыканиях к стенам и перегородкам, в заполнениях оконных и дверных проемов, гильз в местах пересечения трубопроводами, стен, перегородок, перекрытий, жесткого крепления оборудования к стенам, перекрытиям, недостаточная изоляция перекрытий от ударного шума, неудовлетворительная регулировка и установка оборудования, механизмов и приборов, в том числе встроенных производств и т.п. должны своевременно выявляться и устраняться при текущем и капитальном (по проекту) ремонтах.
Снижение уровня шума и вибрации, проникающих в помещения через ограждающие конструкции (стены, перегородки, перекрытия), повышение звукоизоляции конструкций необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями (пункт 4.10.4.2 Правил N 170).
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
С учетом вышеприведенных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество, осуществляя управление спорным МКД, несет обязанность обследовать состояние общего имущества и обеспечить исправное состояние звукоизоляции. Факт превышения в спорном помещении уровня шума установлен судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами - заключением эксперта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" (далее - Центр гигиены и эпидемиологии) от 11.02.2021 N М.220.122.КП.14 по протоколу измерений шума от 11.02.2021 N 4413, письмом Управления от 01.03.2021 N 39-00-08/20-1001-2021, актом проведенных Центром гигиены и эпидемиологии измерений от 24.03.2021, протоколом измерения шума от 25.03.2021 N 10677, заключением эксперта от 25.03.2021 N М.501.355.К.П.14, актом проверки Управления от 06.04.2021.
Как отмечено апелляционным судом, Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что причина превышения уровня шума в квартире N 41 находится исключительно в сфере ответственности единственного жильца этой квартиры (Кубряк З.А.) и не связана с общедомовым имуществом МКД, эксплуатацией систем отопления и водоснабжения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли правомерным оспариваемое предписание и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Приводимые в кассационной жалобе доводы Общества относительно нарушений Министерством при проверке требований Закона N 294-ФЗ и исполнимости оспариваемого предписания являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А21-4240/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 10 Правил N 491, общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
...
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
...
Приводимые в кассационной жалобе доводы Общества относительно нарушений Министерством при проверке требований Закона N 294-ФЗ и исполнимости оспариваемого предписания являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2022 г. N Ф07-2031/22 по делу N А21-4240/2021