31 марта 2022 г. |
Дело N А13-15015/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 31.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Семенковского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А13-15015/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Семенковского сельского поселения, адрес: 160515, Вологодская область, поселок Семенково, Первомайская улица, дом 17, ОГРН 1053500396707, ИНН 3507303167 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании общества с ограниченной ответственностью "Резной палисад", адрес: 160000, город Вологда, Зосимовская улица, дом 38, квартира (офис) 14, ОГРН 1143525008692, ИНН 3525324410 (далее - Общество), организовать место для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для многоквартирных домов (далее - МКД) по адресам: Вологодская область, поселок Дубровское, Центральная улица, дома 2, 4; Школьная улица, дома 2, 4, 5, 6, 8, 10, 12; поселок Кувшиново, Майская улица, дома 2, 18б; Сосновая улица, дома 1в, 2, 3а, 3б, 6, 17; микрорайон Сосновое предместье, дома 1 - 6; поселок Семенково, Майский переулок, дома 5, 1, 4, 7, 8, 8а, 9; Первомайская улица, дома 7а, 8, 9а, 11, 12, 15; поселок Фетинино, дома 1, 2, 3, 5, 6, 10а, 12, 13, 14, 15, 16, 21, 22, 23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Вологодского муниципального района, адрес: 160000, город Вологда, Пушкинская улица, дом 24, ОГРН 1023500594842, ИНН 3507002258, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилкомсервис", адрес: 160515, Вологодская область, поселок Семенково, Майский переулок, дом 7Б, ОГРН 1083529000983, ИНН 3507305767, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомфорт", адрес: 160019, город Вологда, улица Гоголя, дом 63, помещение 1, ОГРН 1123525018539, ИНН 3525290337, общество с ограниченной ответственностью "Управдом", адрес: 160000, город Вологда, улица Гоголя, дом 63, офис 1, ОГРН 1153525014994, ИНН 3525349870, товарищество собственников недвижимости "Алексино Усадебная 5А", адрес: 160901, Вологодская область, деревня Алексино, Усадебная улица, дом 5а, квартира 42, ОГРН 1163525090706, ИНН 3507312500, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1", адрес: 160010, Вологодская область, поселок Кувшиново, Майская улица, дом 3А, ОГРН 1133529000835, ИНН 3507309296, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Тандем", адрес: 160022, город Вологда, улица Казакова, дом 2, квартира 57, ОГРН 1133525006724, ИНН 3525298618, жилищно-строительный кооператив N 44, адрес: 160010, Вологодская область, поселок Кувшиново, Майская улица, дом 18, квартира 58, ОГРН 1043500362212, ИНН 3507007915, общество с ограниченной ответственностью "Аквалайн", адрес: 160000, город Вологда, Зосимовская улица, дом 22, офис 301, ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972,.
Решением от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 13.08.2021 и постановление от 12.10.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, Общество не исполнило обязанность по организации места (площадки) для сбора и накопления ТКО в поселках Семенково, Дубровское, Фетинино, Кувшиново; фактическое количество контейнеров, установленных Обществом в указанных поселках, меньше расчетного (необходимого) количества; места накопления ТКО не включены Обществом в реестр мест (площадок) накопления; создание своих мест накопления ТКО Общество в нарушение требований законодательства не согласовало с Роспотребнадзором и Администрацией; Общество не обслуживает места (площадки) для сбора и накопления ТКО в установленном законом порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании представленных в материалы дала протоколов общего собрания собственников помещений в МКД и договоров управления осуществляет обслуживание и управление спорными МКД.
Администрация направила в адрес Общества письмо от 21.09.2020 с просьбой указать места расположения контейнеров для накопления ТКО, используемых последним, а также сообщить о возможности размещения контейнерных площадок для сбора ТКО в границах земельных участков обслуживаемых Обществом МКД.
В ответе от 30.09.2020 N 994/20 на указанное письмо Общество сообщило о нецелесообразности размещения контейнерных площадок для сбора ТКО, а также указало, что вопросы об организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Администрация, ссылаясь на то, что на придомовых территориях МКД, находящихся на обслуживании Общества, отсутствуют оборудованные контейнерные площадки для ТКО, полагая, что Общество в отсутствие на то законных оснований пользуется контейнерными площадками, установленными и оборудованными органами местного самоуправления, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Общества обязанности по исполнению спорного требования Администрации, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления МКД относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 на Общество как управляющую организацию МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Из вышеприведенных норм права и разъяснений следует, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для МКД, находящихся в ее управлении.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для обязания управляющей компании исполнить требование Администрации.
Судами установлено, что решением Совета Семенковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 10.11.2017 N 14 утверждены Правила благоустройства территории Семенковского сельского поселения Вологодского муниципального района, которыми обязанность по созданию мест накопления ТКО и содержанию контейнерных площадок, мест установки бункеров, а также территории, прилегающей к указанным объектам на расстоянии 3 м по периметру, возлагается на собственников помещений МКД, управляющую организацию (при осуществлении управления МКД по договору управления), в чьем ведении и пользовании находится контейнерная площадка, а также органы местного самоуправления (в отношении мест накопления ТКО, созданных органами местного самоуправления) (пункт 2.74).
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. Нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
В результате анализа имеющихся в материалах дела документов, в частности расчетов Общества, реестра мест накопления, суды пришли к выводам, что на придомовой территории организовать место сбора ТКО невозможно без нарушения прав жителей МКД.
В том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под МКД, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, согласно которым контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20, на организацию, осуществляющую управление МКД, возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО. Соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для МКД в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Суды при разрешении спора исходили из того, что Общество, не оспаривая свою обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для МКД, находящихся в его управлении, разместило контейнеры для сбора ТКО на землях общего пользования, исполнив тем самым свою обязанность перед собственниками помещений в МКД по организации мест сбора ТКО. Судами установлено, что периодичность вывоза ТКО, примененная в расчете Общества, соответствует сведениям регионального оператора, тогда как в расчете Администрации периодичность вывоза ТКО иная, в связи с чем при определении потребности в контейнерах суды приняли расчет Общества.
Вопреки доводу жалобы о том, что Общество не обслуживает места (площадки) для сбора и накопления ТКО в установленном законом порядке, судами установлено, что перечисленные контейнеры обслуживаются Обществом.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Администрации, выводов судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А13-15015/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Семенковского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под МКД, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, согласно которым контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20, на организацию, осуществляющую управление МКД, возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО. Соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для МКД в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А13-15015/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Семенковского сельского поселения - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-2953/21 по делу N А13-15015/2020