31 марта 2022 г. |
Дело N А56-65327/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дельта Системы Безопасности" Шувалова С.А. (доверенность от 11.08.2021), от Управления по Петродворцовому району Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Сухарева А.И. (доверенность от 21.12.2021 N 339-11-15),
рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта Системы Безопасности" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2021 по делу N А56-65327/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление по Петродворцовому району Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу, адрес: 198510, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Самсоневская, д. 9 (далее - ГУ МЧС, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дельта Системы Безопасности", адрес: 127254, Москва, пр. Добролюбова, д.3, стр. 1, пом. 3/1, комн. 2, ОГРН 1167746403307, ИНН 7724362167 (далее - ООО "ДСБ", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис 78", адрес: 190020, Санкт-Петербург, ул. Лифляндская, д. 6, корп. 6 лит. С, оф. 31, ОГРН 1157847405165, ИНН 7842077938 (далее - ООО "Торгсервис 78").
Решением суда первой инстанции от 10.09.2021 Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 10.09.2021 и постановление от 25.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судами не дана надлежащая оценка доводам Общества об устранении нарушений до проведения проверки, отсутствию вины в их совершении, поскольку при рассмотрении настоящего дела не было установлено, что нарушение целостности изоляции в местах подключения светового извещения "Выход" произошло по вине ООО "ДСБ", а не в процессе проведения ООО "Торгсервис 78" ремонтно-строительных работ при эксплуатации им системы безопасности, при этом Общество заявки от заказчика на проведение необходимых работ по устранению неисправностей не получало. Податель жалобы настаивает на том, что отнесение выявленных нарушений к части 4 статьи 14.1 КоАП является не обоснованным, так как в действительности никакой угрозы причинения вреда жизни, здоровью, общественным отношениям не наступило и полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 09.06.2021.
Представители третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержали, представитель Управления просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. против удовлетворения кассационной жалобы
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Управления от 24.05.2021 N 39-1-130, в период с 09.06.2021 по 18.06.2021 проведена плановая выездная проверка объекта защиты - помещения торговли, расположенного по адресу: 198504, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Первого Мая, д. 89, владельцем которого является ООО "Торгсервис 78", по соблюдению требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что свою деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружении ООО "ДСБ" осуществляет на основании лицензии МЧС России от 29.07.2019 N 77-Б/07210 (реестровый номер записи N 77-06-2019-002306), а работы по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (далее - КСОБ) ООО "Торгсервис 78" производятся ООО "ДСБ" на основании договора от 28.05.2020 N 99-2027-01064, согласно условиям которого ООО "ДСБ" (исполнитель), обязуется осуществлять работы по эксплуатационному обслуживанию системы безопасности, в которую входит в том числе, пожарная сигнализация (пункты 1.1, 2.2.2).
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 18.06.2021 N 39-1-130, что на объекте защиты допущены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), а именно:
- нарушена целостность изоляции, обеспечивающая требуемый предел огнестойкости кабельной линии и электропроводки системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечивающий работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (в местах подключения светового извещателя "Выход") (несоблюдение требований пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 2 статьи 82 Закон N 123-ФЗ);
- не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (дымовые пожарные извещатели закрыты колпаками) (помещение главной кассы, офисное помещение, склад N 1) (несоблюдение требований пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 83, статьи 103 Закона N 123-ФЗ, пункта 35 Правил противопожарного режима).
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "ДСБ" 13.07.2021 составлен протокол N 39-1-112 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, заявление удовлетворил и привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании указанного вида деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (вступило в силу с 01.01.2021).
В силу пункта 7 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований отнесены нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании (возникновение, в частности, угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 4 Положения, при осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат выполняет требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2); к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 2 части 1).
В данном случае Отделом в ходе плановой выездной проверки выявлено и отражено в акте проверки от 18.06.2021 N 39-1-130 и протоколе об административном правонарушении от 13.07.2021 N 39-1-112, что Общество, оказывая на объекте защиты услуги по техническому обслуживанию линий охранно-пожарной сигнализации, допустило при осуществлении лицензируемой деятельности нарушения требований пожарной безопасности (нарушение целостности изоляции, обеспечивающей требуемый предел огнестойкости кабельной линии и электропроводки в местах подключения светового извещателя "Выход"; наличие закрытых колпаками дымовых пожарных извещателей в помещениях главной кассы, офисном помещение, на складе N1). Названные нарушения требований пожарной безопасности характеризуют систему как не отвечающую требованиям, предъявляемым к ней законодательством, и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на объекте защиты.
Суд округа соглашается с выводом судом, что, принимая на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (за плату), смонтированного в обслуживаемом им помещении, Общество действует как специализированный субъект с наличием у него соответствующей лицензии, и следовательно, должно соблюдать лицензионные требования и условия. Как специализированный субъект, Общество обязано было при проведении регулярного технического обслуживания системы безопасности (включающей пожарную сигнализацию) в рамках договора от 28.05.2020 N 99-2027-01064 выявить наличие нарушений требований пожарной безопасности, сообщить об указанных нарушениях заказчику и принять меры к устранению выявленных нарушений.
Поскольку дымовые пожарные извещатели являются совокупностью технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и(или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты, Общество обязано проводить обследование указанных средств в целях выявления неисправностей и принимать меры в случае их обнаружения.
Утверждение подателя жалобы об обязанности осуществлять проверку работоспособности системы безопасности на обслуживаемом объекте и проводить ремонтные работы исключительно по заявкам заказчика, обоснованно отклонено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с условиями Договора от 28.05.2020 N 99-2027-01064 в обязанности Исполнителя входит оповещение Заказчика или его полномочных представителей о состоянии параметров системы безопасности (пункт 3.1.5 Договора), а также выполнение работ по техническому обслуживанию системы безопасности, установленной на объекте Заказчика, в соответствии с условиями выполнения работ по техническому обслуживанию системы безопасности (Приложение N 8 к Договору) (пункт 3.1.8 Договора).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 8 к Договору техническое обслуживание системы безопасности - плановое (ежемесячное, ежеквартальное) эксплуатационное обслуживание с контролем: состояния монтажа и крепления, работоспособности извещателей и приемно-контрольных приборов и устройств; работоспособности основных и резервных источников питания; работоспособности световых и звуковых оповещателей.
Согласно пункту 2 Приложения N 8 к Договору техническое обслуживание системы включает, в том числе: - устранение неисправностей (текущий ремонт), - замену неработоспособных приборов, плат, кабелей, проводов и других компонентов на исправные эквивалентные или однотипные заменяемым.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными условиями Договора Исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание системы пожарной безопасности на регулярной основе (ежемесячное, ежеквартальное), а не только по заявкам Заказчика.
Следовательно, именно Общество несет ответственность за соблюдение нормативных требований и правил, предъявляемых к обслуживанию и мониторингу системы пожарной безопасности на спорном объекте, а также обязанности по выявлению, устранению, либо сообщению заказчику о необходимости устранения тех или иных неисправностей системы пожарной сигнализации.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в действиях лицензиата состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем удовлетворили заявление Управления.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Суды мотивированно исключили возможность назначения наказания в виде предупреждения (как создающее угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей) и применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (отсутствие исключительных обстоятельств). По мнению суда, в рассматриваемом случае освобождение Общества от административной ответственности не обеспечивает цели административного наказания, предусмотренные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Избранная в отношении Общества мера наказания отвечает выявленным судами обстоятельствам, превентивным целям административного наказания, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, учитывая, что Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсутствие сведений о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции счел возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить Обществу административное наказание за совершенное правонарушение в виде 50 000 руб. административного штрафа (1/2 минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено; на момент вынесения судом первой инстанции решения (10.09.2021) установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности не истек.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2021 по делу N А56-65327/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта Системы Безопасности" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Избранная в отношении Общества мера наказания отвечает выявленным судами обстоятельствам, превентивным целям административного наказания, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, учитывая, что Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсутствие сведений о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции счел возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить Обществу административное наказание за совершенное правонарушение в виде 50 000 руб. административного штрафа (1/2 минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено; на момент вынесения судом первой инстанции решения (10.09.2021) установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности не истек."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-1407/22 по делу N А56-65327/2021