04 апреля 2022 г. |
Дело N А42-2886/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
рассмотрев 04.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форос-Норд" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А42-2886/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами", (в настоящее время название изменено на акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, г. Москва, Большая Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форос-Норд", адрес: 183034, г. Мурманск, пр. Михаила Ивченко, д. 12, ОГРН 1025100841919, ИНН 5190311515 (далее - Компания), о взыскании 176 343 руб. 07 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.09.2020.
Решением суда от 04.10.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 04.10.2021 и постановление от 28.12.2021 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Компания полагает, что оформление ею заявок на заключение договора и подписание сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.11.2020 N 70/312/0002967 (далее - Договор) не свидетельствует об оказании Обществом услуг в период с 01.01.2019 по 30.09.2020 в заявленном им размере. До момента подписания Договора Общество счета на оплату услуг на вывоз ТКО не выставляло; путевые листы, подтверждающие вывоз ТКО с контейнерной площадки ответчика в заявленном объеме, акты приемки оказанных услуг за спорный период, а также документальные подтверждения волеизъявления Компании по состоянию на 01.01.2019 (дата начала оказания услуг) на еженедельный вывоз с ее территории 3-х контейнеров объемом 0,75 куб. м Обществом в материалы дела не представлены, в связи с чем Компания полагает, что со стороны истца объем и факт оказания в спорный период услуг по обращению с ТКО на контейнерной площадке ответчика не подтвержден.
Кроме того, податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что Компании надлежало представить доказательства направления в адрес Общества в спорном периоде уведомлений о необходимости составления актов о нарушении обязательств по Договору, а также иных доказательств фиксации со стороны Компании ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), на основании заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 б/н (далее - Соглашение от 10.01.2018) Общество в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области.
Между Обществом и Компанией (заказчиком) заключен Договор, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательства обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в названном Договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1.4 Договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО определено 01.01.2019.
Согласно пункту 2.1 Договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В подпункте 4.3.2 Договора потребитель обязался производить оплату оказанных услуг в порядке, размере и сроки, которые определены Договором.
Пунктом 2.4 Договора установлено, что оплата должна производиться ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пункту 4.1.1 Договора в обязанности регионального оператора входит обеспечение приема твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, которые определены в приложении к Договору.
Пунктом 10.1 Договора предусмотрено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019 и действует по 31.12.2020 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему. Истечение срока действия Договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по нему.
Общество в период с 01.01.2019 по 30.09.2020 оказало Компании услуги по обращению с ТКО на сумму 188 588 руб. 32 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами (УПД) от 10.12.2020 N 5/42190 - N 5/42201 и от 31.12.2020 N 5/42202 - N 5/42213 о приеме-сдаче данных услуг (том дела 1, листы 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73) и выставило в адрес Компании для оплаты счета от 10.12.2020 N 41956 - N 41967, от 31.12.2020 N 41968 - N 41979 (том дела 1, листы 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72), которые Компания оплатила частично в сумме 12 245 руб. 25 коп. Оставшаяся неоплаченной задолженность составила 176 343 руб. 07 коп.
Ссылаясь на неоплату Компанией оказанных ей услуг в полном объеме, оставление претензии Общества от 21.01.2021 N ПР-99 без удовлетворения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил.
В соответствии с пунктами 8(4), 8(5) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) названных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом в силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что публичная оферта регионального оператора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном издании "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте регионального оператора по адресу: http://regoperator.ru/dogovora-s-potrebitelyami-murmansk.
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения от 10.01.2018 (в редакции дополнительного соглашения от 30.03.2018 N 1) региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по данному Соглашению в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в действие единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы на услугу регионального оператора в 2019 году утверждены постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2018 N 49/9, а на период с 01.01.2020 по 31.12.2022 - постановлением от 16.12.2019 N 53/1.
Таким образом, Общество в лице Мурманского филиала приступило к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Мурманской области с 01.01.2019.
Следовательно, как правильно указали суды, с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, Компании как собственнику ТКО, имеющему объекты на территории Мурманской области, было известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором и, как следствие, об обязательности заключения с ним соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что 06.11.2020 от Компании в адрес регионального оператора поступили заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на 2019, 2020 год по собственным контейнерам объемом 0,75 куб. м (в количестве 3 шт.) по объекту: склад, расположенный по адресу: г. Мурманск, пр. Ивченко, д. 12.
На основании поступивших заявок региональным оператором потребителю был направлен Договор, который подписан со стороны Компании без разногласий, его действие распространено сторонами на спорный период.
Пункт 30 Правил N 1156 предусматривает в отношении каждого мусоровоза ведение маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.
Такая форма утверждена в соответствии с названной отсылочной нормой Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 25.05.2018 N 135. Эта форма помимо прочего содержит места загрузки, количество контейнеров и общий их объем в куб. м, время и массу выгрузки ТКО.
В рамках приведенных норм в подтверждение объема заявленных услуг (отходов) Обществом представлены маршрутные журналы, в которых в том числе содержатся сведения о месте и фактических объемах вывезенных отходов.
Отсутствие в указанных маршрутных журналах подписей должностных лиц и их расшифровок обусловлено их ведением в электронном виде, что допускается пунктом 30 Правил N 1156, в связи с чем суды обоснованно отклонили эти доводы Компании.
Кроме того, по смыслу раздела I(1) Правил N 1156 отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании требуемой платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения, инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения оплаты региональному оператору, во-вторых, не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Пунктом 6.1 Договора регламентирован порядок фиксации его нарушений региональным оператором (истцом) путем составления соответствующего акта заказчиком (ответчиком) с участием представителя регионального оператора и вручения этого акта последнему.
Порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО определен разделом 5 Договора, в котором стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, то есть применительно к настоящему спору в соответствии с приложением N 2 к Договору.
Суды установили, что в период оказания услуги уведомлений от Компании о необходимости составления актов о нарушении обязательств по качеству и объему оказания услуг в адрес регионального оператора не поступало.
Доказательств оказания в спорный период услуг по вывозу ТКО силами иных лиц Компания в нарушение требований статьи 65 АПК РФ также не представила.
Кроме того, как обоснованно указали суды, Компания не представила в материалы дела и доказательств того, что в спорный период в процессе ее деятельности ТКО не образовывались.
Факт и объем оказания региональным оператором по обращению с ТКО Компании в спорный период соответствующих услуг подтвержден представленными Обществом в материалы дела первичными учетными документами, ранее направленными Компании и содержащими все требуемые по закону реквизиты и иные данные.
Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру и правомерно удовлетворили исковые требования.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А42-2886/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форос-Норд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.