08 апреля 2022 г. |
Дело N А66-8312/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.К.,
рассмотрев 06.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.09.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А66-8312/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", адрес: 170003, г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - ООО "Тверская генерация", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский проспект, д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 03.06.2021 N 2347/ОГ-21.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования к нему как субъекту ответственности, поскольку исходя из положений пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354, Правила) и того, что между Обществом и ООО "Городская управляющая компания" (управляющая компания) не заключен договор на поставку коммунального ресурса в отношении многоквартирного дама (МКД) Общество является только исполнителем коммунальной услуги, выполняющим надлежащим образом свои обязанности. Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что в акте проверки ГЖИ не зафиксированы показатели температуры горячей воды на границе эксплуатационной ответственности Общества (на вводе в МКД).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 31.05.2021 N 2347/ОГ-21 проведена плановая выездная проверка исполнения ООО "Тверская генерация" требований ранее выданного предписания от 21.04.2021 N 2347/ОГ-21.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 03.06.2021 N 2347/ОГ-21, что в точках водоразбора квартир жителей многоквартирного дома N 46 в поселке Химинститута города Твери, в том числе в квартирах N 153 и 162, температура горячей воды составила +43,8°С и +37,6°С соответственно при нормативе не ниже +60°С и не выше +75°С, что является нарушением положений пунктов 3, 31 и пункта 5 приложения 1 к Правилам N 354.
Сделав вывод о том, что Общество не выполнило требования ранее выданного предписания, Инспекция выдала ему новое предписание от 03.06.2021 N 2347/ОГ-21 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 30.06.2021.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у ГЖИ правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, направленного надлежащему субъекту ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него в силу жилищного законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Такие основные понятия как коммунальные услуги, коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация, исполнитель, потребитель, закреплены в пункте 2 Правил N 354, пунктом 4 которых установлено, что к коммунальным услугам относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Исходя из положения пунктов 1, 8, 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги, в том числе и по горячему водоснабжению.
В силу подпункта "ж" пункта 17 указанных Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
Возможность непосредственного оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрена Правилами N 354 и Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018.
Так, пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Судами установлено, что Общество признано Единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения города Твери (статус закреплен за компанией постановлением администрации города Твери от 06.04.2015 N 462 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2015 год"), т.е. является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей, в том числе предоставление жильцам спорного МКД коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом из протокола от 12.04.2019 следует, что собственниками помещений в МКД N 46 принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, что накладывает именно на ООО "Тверская генерация" функции исполнителя коммунальной услуги, т.е. лица, ответственного в силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 за качественное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам/пользователям помещений в МКД.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 5 которых устанавливается обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утратил силу с 01.03.2021), а также пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21 (введены в действие с 01.03.2021) температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже +60°C и не выше +75°C.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее + 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее + 50 °C в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более + 75 °C (пункт 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
На недопустимость отклонения температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом, указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто подателем жалобы, что температура воды в точках водоразбора потребителей в квартирах N 153 и 162 спорного МКД составила + 43,8 °C и + + 37,6 °C соответственно (при нормативе не ниже + 60 °C и не выше + 75 °C), что не соответствует требованиям пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21 и Правил N 354.
Суды оценили довод Общества о возложении ответственности за несоблюдение норматива на управляющую компанию, и обратили внимание на то, что за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг в силу подпункта "а" пункта 149 Правил N 354, ответственность установленную законодательством Российской Федерации несет исполнитель, и согласно пункту 150 Правил освобождается от такой обязанности, если докажет, что ухудшение качества услуг произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (такие доказательства в дело не представлены).
Обязанность теплоснабжающей организации поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха возложена на нее пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации".
Поскольку, в рассматриваемом случае Общество как ресурсоснабжающая организация (осуществляющая предоставление жильцам МКД коммунальной услуги по горячему водоснабжению), также является и исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД на основании публичной оферты о заключении договора предоставления коммунальных услуг с собственником (нанимателем) жилого помещения в МКД, суды обоснованно возложили на нее ответственность за качественное предоставление коммунальной услуги.
Такой подход полностью корреспондируется с правовой позицией, Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 01.04.2021 N 309-ЭС21-2605 по делу N А60-7466/2020.
Предписание выдано ГЖИ в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ; при установленных по делу обстоятельствах суды правильно сочли оспариваемое предписание законным, обоснованным и исполнимым, направленным на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверочного мероприятия.
Суд округа находит вышеуказанную позицию судов правильной и обоснованной, все доводы Общества оценены судами с надлежащей полнотой.
Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
В связи с предоставленной Обществу определением суда от 03.03.2022 отсрочкой уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в силу 102 статьи АПК РФ, она подлежит взысканию с подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А66-8312/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность теплоснабжающей организации поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха возложена на нее пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации".
Поскольку, в рассматриваемом случае Общество как ресурсоснабжающая организация (осуществляющая предоставление жильцам МКД коммунальной услуги по горячему водоснабжению), также является и исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД на основании публичной оферты о заключении договора предоставления коммунальных услуг с собственником (нанимателем) жилого помещения в МКД, суды обоснованно возложили на нее ответственность за качественное предоставление коммунальной услуги.
Такой подход полностью корреспондируется с правовой позицией, Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 01.04.2021 N 309-ЭС21-2605 по делу N А60-7466/2020.
Предписание выдано ГЖИ в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ; при установленных по делу обстоятельствах суды правильно сочли оспариваемое предписание законным, обоснованным и исполнимым, направленным на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверочного мероприятия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2022 г. N Ф07-3009/22 по делу N А66-8312/2021