11 апреля 2022 г. |
Дело N А56-28936/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Абрамова Д.И. (доверенность от 23.07.2020 N 146-20),
рассмотрев 06.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2021 по делу N А56-28936/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 25.03.2021 N 05/24-2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Ленэнерго", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 16.07.2021 и постановление от 31.10.2021 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не может быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, так как судами не было установлено повторности совершения ПАО "Россети Ленэнерго" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Кроме того, податель жалобы считает, что судами сделан неверный вывод о наличии в действиях Общества вины во вменяемом противоправном деянии. ПАО "Россети Ленэнерго" настаивает, что с его стороны во избежание нарушения прав Красильниковой Алеси Владимировны были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а именно своевременно и неоднократно направлялись согласования технологического присоединения, вносились соответствующие корректировки в технологическое задание; несоблюдение сроков выполнения мероприятия по Договору вызвано объективными причинами и не связано с виновными действиями Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Красильниковой А.В. (далее - заявитель) и ПАО "Россетти Ленэнерго" (сетевая организация) заключен договор от 07.04.2020 N ОД-ВЭС-8978-20/7151-Э-20 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Екатериновка-1, с кадастровым номером 47:07:0120003:392.
Согласно пункту 1 Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 07.10.2020.
В Управление поступило обращение Красильниковой А.В. (входящий от 14.12.2020 N 15514), содержащее сведения о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем УФАС определением от 20.02.2021 возбудило в отношении Общества дело N 047/04/9.21-236/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ, и приняло решение о проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением было установлено следующее.
Из пояснений Общества о мероприятиях, проведенных сетевой организацией в рамках исполнения Договора, представленных в письмах от 18.01.2021 N ЛЭ/-6-09/17 и от 05.03.2021 N ЛЭ/06-09/149, следует, что в соответствии с пунктом 10.1 технических условий к Договору и пунктом 10.1.1 задания на проектирование к Договору сетевая организация обязуется выполнить строительство распределительной сети 10/6/0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2017 до границы участка заявителя.
Указанная распределительная сеть (ЛЭП-0,4 кВ) проходит по территории земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0120003:928, 47:07:0120003:897, 47:07:6120003:840, 47:07:0120003:903, 47:07:0120003:902, 47:07:0120003:927, 47:07:0120003:929, 47:07:0120003:920, 47:07:0120003:908, 47:07:0120003:907, 47:07:0120003:924.
Общество 23.04.2020 и 21.05.2020 направило в адрес товарищества собственников недвижимости "Новая Екатериновка" (далее - ТСН "Новая Екатериновка") письма N ВЭС/031/2320 и N ВЭС/031/2680 с просьбой согласовать прохождение проектируемой ЛЭП-0,4 кВ по территории земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами; ответы на указанные письма в адрес Общества не поступили.
Красильникова А.В. 03.06.2020 направила в сетевую организацию электронное уведомление о выполнении ею технических условий.
Общество 12.06.2020 провело осмотр энергопринимающих устройств заявителя, в ходе которого подтвердило выполнение Красильниковой А.В. Технических условий к Договору (акт от 12.06.2020 N Д-060360 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии).
Общество 09.11.2020 разработало новое Техническое задание (с учетом редакции от 23.11.2020) для присоединения к электрическим сетям по Договору, в соответствии с которым, в частности, планируется построить новую ВЛЗ-10 кВ, установить и оборудовать новую КТП-10/0,4 кВ, построить необходимое количество ЛЭП-0,4 кВ до границ участков заявителей.
С учетом нового технического задания 12.01.2021 Обществом получено согласование от балансодержателя сетей ЛЭП-0,4 кВ Мельникова Н.В. на совместный подвес по существующим сетям массива Екатериновка-1.
Однако мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Обществом в установленный срок выполнены не были.
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 16 Правил N 861, выразившемся в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в срок, установленный Договором (6 месяцев с даты его заключения).
По факту выявленного нарушения Управление в отношении Общества составило протокол от 11.03.2021 N ПР/05/20 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 25.03.2021 N 05/24-2021 Управление признало ПАО "Россети Ленэнерго" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения и назначило ему наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава вменяемого ему административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 16 Правил N 861 договор технологического присоединения должен содержать существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (абзац восьмой подпункта "б").
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договора.
Факт нарушения Обществом указанного срока и, соответственно, требований пункта 16 Правил N 861 установлен судами и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован Управлением. В ходе производства по делу об административном правонарушении Управление пришло к выводу о наличии вины в действиях ПАО "Россети Ленэнерго", что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и соблюдение предусмотренных Договором сроков технологического присоединения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы Общества об отсутствии в его действиях вины во вменяемом правонарушении, суды обоснованно отметили, что ПАО "Россети Ленэнерго" не приняло всех необходимых и действенных мер для урегулирования отношений с третьими лицами, в частности с ТСН "Новая Екатериновка"). Направление двух писем от 23.04.2020 и 21.05.2020 в адрес ТСН "Новая Екатериновка" признано судами недостаточными мерами для исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору. Иные мероприятия (разработка нового технического задания в редакции от 23.11.2020 и получение 12.01.2021 согласования от балансодержателя сетей ЛЭП-0,4 кВ) были осуществлены ПАО "Россети Ленэнерго" уже после истечения установленного Договором срока технологического присоединения (до 07.10.2020).
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами не установлено существенных нарушений в ходе процедуры привлечения Общества к административной ответственности, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Административное наказание назначено с учетом квалифицирующего признака повторности совершения правонарушения, что подтверждается судебными актами по делам N А56-20955/2021, А56-5828/2021, А56-19641/2020.
При этом кассационная инстанция считает необходимым подчеркнуть, что правильное по сути правоприменительное решение не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сомнений в правильности постановления УФАС не вызывают и его отмену не влекут.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2021 по делу N А56-28936/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и соблюдение предусмотренных Договором сроков технологического присоединения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы Общества об отсутствии в его действиях вины во вменяемом правонарушении, суды обоснованно отметили, что ПАО "Россети Ленэнерго" не приняло всех необходимых и действенных мер для урегулирования отношений с третьими лицами, в частности с ТСН "Новая Екатериновка"). Направление двух писем от 23.04.2020 и 21.05.2020 в адрес ТСН "Новая Екатериновка" признано судами недостаточными мерами для исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору. Иные мероприятия (разработка нового технического задания в редакции от 23.11.2020 и получение 12.01.2021 согласования от балансодержателя сетей ЛЭП-0,4 кВ) были осуществлены ПАО "Россети Ленэнерго" уже после истечения установленного Договором срока технологического присоединения (до 07.10.2020).
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами не установлено существенных нарушений в ходе процедуры привлечения Общества к административной ответственности, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2021 по делу N А56-28936/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2022 г. N Ф07-364/22 по делу N А56-28936/2021