11 апреля 2022 г. |
Дело N А05-7032/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 05.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес Плюс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А05-7032/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Архангельской области "Мирный", адрес: 164170, Архангельская обл., г. Мирный, ул. Ленина, д. 33, ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Велес Плюс", адрес: 109444, Москва, Ферганская ул., д. 6, стр. 1, ОГРН 1157847001465, ИНН 7806074427 (далее - Общество), о взыскании 1 363 997 руб. 35 коп. неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 29:25:010113:159 за период с 23.07.2018 по 04.03.2020, 134 901 руб. 47 коп. процентов, начисленных за период с 16.04.2019 по 20.05.2021.
Решением суда от 20.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение от 20.09.2021 и постановление апелляционного суда от 07.12.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что арендная плата является регулируемой и подлежит определению с применением принципа N 7, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и полагает, что необходимо исчислять плату исходя из ставки земельного налога 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку он находится на территории закрытого административного территориального образования "город Мирный" и ограничен в обороте.
По мнению заявителя, ставка арендной платы (2,6 %) использована Администрацией произвольно без должного обоснования, поскольку в решении городского Совета депутатов Мирного от 18.11.2009 N 66 "О порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мирный" (далее - Решение N 66) (с учетом редакции от 24.01.2013) не содержится вид разрешенного использования земельного участка, к которому возможно было бы отнести земельный участок с кадастровым номером 29:25:010113:159. Более того, заявитель считает, что поскольку вид использования земельного участка, который возможно было бы применить к Обществу в Решении N 66 не содержится, то применению подлежит норма пункта 3 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации к категории "прочие земельные участки".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником здания механической прачечной общей площадью 1686,9 кв. м с кадастровым номером 29:25:000000:1318, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Мирный.
Право собственности на указанное здание зарегистрировано за Обществом в Едином государственном реестре недвижимости 23.07.2018. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 29:25:010113:159 площадью 5527 кв. м, находящемся по адресу: Архангельская обл., г. Мирный, Кооперативная ул., из категории земель населённых пунктов с разрешённым использованием: "для эксплуатации здания механической прачечной".
Администрация, указывая на то, что Общество фактически использовало земельный участок с кадастровым номером 29:25:010113:159 для эксплуатации здания механической прачечной с 23.07.2018 в связи с приобретением права собственности на данный объект недвижимости, однако плату за пользование земельным участком за период с 23.07.2018 до 04.03.2020 (т.е. до момента, с которого арендные отношения урегулированы договором) не внесло, обратилась в суд с соответствующим иском.
Возражая против удовлетворения иска в заявленном размере, Общество ссылалось на Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы).
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Администрации обоснованными и удовлетворили иск, отклонив возражения Общества, касающиеся ставки арендной платы и расчёта неосновательного обогащения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены Постановлением N 582. К числу основных принципов, в частности, относится принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582 (далее - Методические рекомендации), направленные на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков.
В соответствии с пунктом 30 Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте.
В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований.
Суды, установив, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее Обществу на праве собственности здание, ограничен в обороте, ошибочно пришли к выводу о невозможности применения принципа N 7 в пределах закрытого административно-территориального образования, поскольку все земельные участки в границах данной территории ограничены в обороте, а действие Основных принципов распространяется на все виды ограниченных в обороте земельных участков.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, поскольку выводы судов основаны на неправильном применении норм законодательства и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А05-7032/2021 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 30 Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте.
В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2022 г. N Ф07-1890/22 по делу N А05-7032/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-23403/2022
17.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7449/2022
20.07.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7032/2021
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1890/2022
07.12.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9889/2021
20.09.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7032/2021