18 апреля 2022 г. |
Дело N А66-7503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А66-7503/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер Вески", адрес: 171216, Тверская обл., Лихославльский р-н, д. Вески, ул. Боровикова, д. 9, пом. 2, ОГРН 1206900003045, ИНН 6931010570 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства Общества от 05.04.2021 N 20 о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности); обязании Правительства устранить нарушения прав Общества путем принятия в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу акта по результатам рассмотрения ходатайства Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого благоверного князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Минимущество); Ершов Роман Владимирович; Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Минприроды); Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, адрес: 170026, Тверская обл., г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1176952018650, ИНН 6952313181; администрация Лихославльского района Тверской области, адрес: 171210, Тверская обл., Лихославльский р-н, г. Лихославль, Первомайская ул., д. 6, ОГРН 1026901914522, ИНН 6931001103.
Решением суда от 31.08.2021 требования удовлетворены; на Правительство возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять акт по результатам рассмотрения ходатайства Общества.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 данное решение оставлено без изменения.
Правительство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в силу регионального законодательства Правительство не вправе принять решение по ходатайству о переводе земельного участка из одной категории земель в другую без рассмотрения его Межведомственной комиссией при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия); настоящий спор возник по причине несвоевременного исполнения Минимуществом обязанностей, возложенных на него Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп; со стороны непосредственно Правительства не было допущено незаконное бездействие; установленный судом пятнадцатидневный срок для принятия решения по ходатайству Общества не является разумным и достаточным для исполнения решения.
Минимущество и Минприроды в отзывах на кассационную жалобу поддерживают изложенные в ней доводы. В отзыве Минимущества содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. В отзыве содержится ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также с учетом ходатайств Общества и Минимущества не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия серии ТВЕ N 00426 ТЭ на разведку и добычу кварцевых песков формовочных и строительных на участке "Вески" сроком до 01.06.2041.
На основании указанной лицензии Обществу выдан горноотводный акт от 09.09.2020 сроком действия до 01.06.2041.
Как указало Общество, в границы горного отвода входит земельный участок общей площадью 381 114 кв. м с кадастровым номером 69:19:0000025:1729, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для сельского хозяйства", местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, с почтовым адресом: Тверская обл., Лихославльский р-н, Вескинское сельское поселение, вблизи д. Крючково. Собственником указанного участка является Ершов Р.В.
По договору от 19.01.2021 Ершов Р.В. передал названный участок в аренду Обществу сроком на шесть лет.
Ершов Р.В. представил заявление от 01.04.2021 о согласии на перевод принадлежащего ему участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Общество обратилось в Правительство с ходатайством от 05.04.2021 о переводе земельного участка общей площадью 381 114 кв. м с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, приложив к ходатайству соответствующие документы. Ходатайство получено Правительством 05.04.2021, что подтверждается отметкой на нем и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Письмами от 17.05.2021, 15.07.2021 Минимущество сообщало Обществу, что ходатайство о переводе земельного участка планируется рассмотреть на заседании Комиссии; о результатах рассмотрения данного вопроса и о принятом по итогам его рассмотрения распоряжении Правительства заявитель будет уведомлен в установленном порядке.
Общество, ссылаясь на то, что по истечении установленного законом двухмесячного срока решение по его ходатайству Правительством не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 2 упомянутого Закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Суды, установив, что ходатайство по истечении тридцати дней со дня его поступления в Правительство не было возвращено Обществу без рассмотрения и в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства никакого решения по нему Правительством не принято, правомерно посчитали, что Правительство начиная с 06.06.2021 допустило незаконное бездействие.
Вопреки положениям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Правительство не доказало наличие объективных препятствий для своевременного принятия решения по ходатайству Общества.
Ссылка Правительства на установленный региональным законодательством порядок рассмотрения ходатайств об изменении категории земель правомерно отклонена судами как не могущая служить обоснованием нарушения нормативно определенного срока. Обязанность соблюдения данного срока возлагается на орган, уполномоченный на принятие акта о переводе земельного участка в иную категорию земель или об отказе в таком переводе, независимо от действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия отраслевых органов при рассмотрении вопроса об изменении категории земель земельного участка.
Довод Правительства о недостаточности установленного судом первой инстанции срока для принятия акта по результатам рассмотрения ходатайства Общества и о невозможности исполнения решения суда в определенный судом срок подлежит отклонению, так как к моменту вступления решения суда в законную силу (29.12.2021) с даты поступления в Правительство ходатайства Общества прошло более восьми месяцев, нормативно установленный срок для рассмотрения ходатайства Общества нарушен уполномоченным органом более чем на шесть месяцев, бездействие Правительства в течение столь длительного времени порождает неопределенность относительно возможности осуществления Обществом прав на основании выданной лицензии.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А66-7503/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А66-7503/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2022 г. N Ф07-2954/22 по делу N А66-7503/2021