18 апреля 2022 г. |
Дело N А56-68349/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Кузнецова Е.А. (доверенность от 14.02.2022), от публичного акционерного общества "Россети "Ленэнерго" Белоградова Л.С. (доверенность от 12.08.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Сиэл" Байкалова А.В. (доверенность от 22.10.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сиэл" и государственного казённого учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А56-68349/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ш. Барыбина, д. 29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - Ленавтодор), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети "Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, МО Озеро Долгое вн.тер.г., Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), о признании 8 опор линии электропередачи (далее - ЛЭП) Ленэнерго незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд к дер. Ерзуново" км 1+500 - км 1+760, об обязании демонтировать указанные опоры ЛЭП в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу без возможности восстановления до согласования размещения с Ленавтодор в установленном порядке, в случае несвоевременного исполнения судебного акта взыскать 50 000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического исполнения (с учетом уточнения требований и переименованием ответчика).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сиэл" (далее - ООО "Сиэл") и акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК").
Решением суда от 02.09.2021 восемь опор ЛЭП признаны незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения: "Подъезд к дер. Ерзуново" км 1+500 - км 1+760 Тосненского района Ленинградской области; суд обязал Ленэнерго в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать 8 опор ЛЭП, а в случае несвоевременного исполнения решения суда по настоящему делу указал взыскать с Ленэнерго в пользу Ленавтодор 3000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического исполнения, в остальной части иска отказал.
Постановлением апелляционного суда от 24.12.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Сиэл" просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ООО "Сиэл" указывает, что разрешение на строительство ЛЭП выдано заказчику работ - ООО "Сиэл", повторное разрешение для Ленэнерго - исполнителя работ не требуется; дорожное полотно расположено на землях гослесфонда, при строительстве линейных объектов предполагается использование в первую очередь нелесных земель.
ООО "Сиэл" ссылается на то, что зарегистрированное реестровое право, целевое назначение и использование, право строительства ООО "Сиэл" не оспорено, является действующим, запись в части или полностью не отменена.
ООО "Сиэл" указывает, что орган государственного энергетического надзора не выносил удостоверений об угрозе жизни, безопасности граждан, а принял противоположный акт о соответствии объекта нормам, указанный акт не отменен, не оспорен, не признан недействительным.
В кассационной жалобе Ленавтодор просит решение и постановление изменить и принять по делу новый судебный акт об обязании Ленэнерго в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу демонтировать 8 опор ЛЭП без возможности восстановления до согласования их размещения с Ленавтодор в установленном порядке. По мнению Ленавтодор, суд вышел за пределы заявленных требований, изменив указанный в исковом заявлении срок исполнения решения суда, и не рассмотрел требование в части невозможности восстановления объектов до согласования их размещения в установленном порядке с Ленавтодор.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сиэл" Ленавтодор просит оставить её без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Ленавтодор и ООО "Сиэл" поддержали доводы, изложенные каждый в своей кассационной жалобе, и просили отказать в удовлетворении жалобы противоположной стороны. Представитель Ленэнерго поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе ООО "Сиэл", просил отказать в удовлетворении жалобы Ленавтодор.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
На основании распоряжения Леноблкомимущества от 16.09.2015 N 622 "О передаче государственного имущества Ленинградской области в оперативное управление Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Ленавтодор передана в оперативное управление автомобильная дорога общего пользования регионального значения: "Подъезд к дер. Ерзуново" км 1+500 - км 1+760 Тосненского района Ленинградской области (лево).
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р "О государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", Ленавтодор организовывает дорожную деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, а также обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Ссылаясь на то, что Ленэнерго в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования без заключения договора и без согласования размещения инженерных коммуникаций с Ленавтодор установил указанные опоры ЛЭП, Ленавтодор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал, что размещение ответчиком 8 спорных опор ЛЭП в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования, находящейся в собственности Ленинградской области и переданной в оперативное управление Ленавтодору, нарушают права истца и мешают обеспечению видимости при осуществлении дорожного движения, создают опасность дорожно-транспортного происшествия, и удовлетворил требования в части, обязав ответчика демонтировать 8 опор ЛЭП, установив срок для демонтажа - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а на случай несвоевременного исполнения решения суда решил взыскать с ответчика в пользу истца по 3000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда, отказав в остальной части иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций сделаны обоснованные выводы при правильном применении статей 296, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 19, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно статье 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;
полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 этой статьи установлено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Согласно части 2.1 указанной статьи при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Как следует из пункта 4 названной статьи, в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций.
Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что при размещении восьми спорных опор линии электропередачи в полосе отвода автомобильной дороги нарушены права истца, владеющего дорогой на праве оперативного управления, а также создана угроза нарушения безопасности дорожного движения. При этом суды правомерно исходили из того, что указанные опоры ЛЭП установлены без согласования с собственником и владельцем автомобильной дороги и с нарушением правил размещения опор ЛЭП, позволяющих обеспечить безопасность дорожного движения в случае падения опоры, а также обеспечить необходимую видимость участникам дорожного движения и предотвратить столкновение автомобиля с опорой в случае дорожно-транспортного происшествия. Указанные обстоятельства подтверждаются актами комиссионного осмотра автомобильной дороги от 22.05.2021, 01.07.2021.
На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суды сделали обоснованные выводы о том, что 8 опор принадлежащей ответчику линии электропередачи незаконно расположены в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования, владельцем которой является Ленавтодор, и обязали ответчика их демонтировать.
Доводы подателей жалоб подлежат отклонению.
Установленный судом срок для исполнения решения суды, а также определённая судебная неустойка за неисполнение судебного акта соответствуют принципам разумности, обоснованности и исполнимости судебного акта, направлены на своевременное исполнение решения суда. При этом суд не вышел за пределы заявленных требований, а установил срок исполнения ответчиком обязанности по совершению определённых судом действий исходя их фактических обстоятельств, установленных по делу. Ссылка Ленавтодор на том, что суд не рассмотрел требование о демонтаже спорных опор без возможности восстановления до согласования их размещения с истцом в установленном порядке, является не состоятельной. Суды, проанализировав в мотивировочной части обжалуемых судебных актов упомянутые нормы материального права, сделали выводы о том, что размещения опор линии электропередачи в полосе отвода автомобильной дороги без согласования с Ленавтодор не соответствует требованиям закона. В связи с тем, что данный запрет вытекает из нормативных правовых актов, дополнительное указание на это в резолютивной части судебного акта не требуется.
Доводы ООО "Сиэл" также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. То обстоятельство, что ЛЭП возведена третьим лицом на основании рабочей документации и технических условий, но в отсутствии согласования с владельцем полосы отвода автомобильной дороги не лишает возможности истца требовать устранения нарушения его прав.
Ссылка ООО "Сиэл" на то, что предлагаемый вариант размещения опор ЛЭП противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Россельхоза от 10.06.2011 N 223, несостоятельная, так как основана на предположениях. Новый вариант размещения спорных опор ЛЭП в дело не представлен и судом не рассматривался. Доказательств, подтверждающих, что иное размещение, кроме как в полосе отвода автомобильной дороги, невозможно, в деле не имеется.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А56-68349/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сиэл" и государственного казённого учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 этой статьи установлено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
...
Ссылка ООО "Сиэл" на то, что предлагаемый вариант размещения опор ЛЭП противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Россельхоза от 10.06.2011 N 223, несостоятельная, так как основана на предположениях. Новый вариант размещения спорных опор ЛЭП в дело не представлен и судом не рассматривался. Доказательств, подтверждающих, что иное размещение, кроме как в полосе отвода автомобильной дороги, невозможно, в деле не имеется.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А56-68349/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сиэл" и государственного казённого учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2022 г. N Ф07-1766/22 по делу N А56-68349/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32218/2022
18.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1766/2022
24.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34040/2021
02.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-68349/20