20 апреля 2022 г. |
Дело N А56-29175/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участи от общества с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" Ошакбаевой М.А. (доверенность от 19.04.2022) и Чекрыжова Н.И. (доверенность от 23.11.2020), от Комитета по социальной защите населения Ленинградской области Васько М.В. (доверенность от 10.01.2022) и Пикаловой Д.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 20.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по социальной защите населения Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-29175/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка", адрес: 188684, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Дубровка, Пионерская ул., д. 10, ОГРН 1144703003170, ИНН 4703141620 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1027802503189, ИНН 4700000571 (далее - Комитет), предписания об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания граждан от 25.02.2021 N 1 (далее - предписание).
Решением суда первой инстанции от 08.06.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.12.2021 решение от 08.06.2021 в части отменено: пункт 2 предписания признан недействительным и отменен; в остальной части решение суда от 08.06.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить постановление от 08.12.2021, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, расчет излишне полученной Обществом компенсации на предоставление социальных услуг за 2018 - 2019 годы на сумму 1 995 953 руб. 27 коп., указанную в пункте 2 предписания, является верным, а вывод апелляционного суда об обратном ошибочен. Комитет полагает, что услуги на указанную сумму не могли быть оказаны Обществом ввиду не укомплектованности персонала, обладающего соответствующей квалификацией; доказательства оказания спорного объема услуг с указанием конкретных получателей в ходе проверки не представлены, а поэтому 1 995 953 руб. 27 коп. компенсации являются для Общества неосновательным обогащением. Комитет отмечает, что расчет выполнен с применением аналогии закона отдельно по видам оказываемых услуг, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2018 год", а вывод апелляционного суда об ошибочности такого подхода вследствие применения Обществом единого тарифа на услуги, оказываемые в стационаре с постоянным проживанием, основан на неправильном применении норм материального права. Также Комитет указывает, что отсутствие в материалах проверки результатов опроса получателей услуг обусловлено отсутствием у проверяющего органа обязанности его проведения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Общества - свои возражения на них.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом во исполнение требования Прокуратуры на основании распоряжения от 11.02.2021 N 03-61 в отношении Общества в период с 16.02.2021 по 25.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения Обществом при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг обязательных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации2 (далее - Закон N 442-ФЗ), по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых ими услуг, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области в сфере социальной защиты инвалидов.
Комитетом проверены объем и качество социальных услуг, предоставленных Обществом получателям таких услуг в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" за период с января 2018 года до момента проведения проверки.
В ходе проверки Комитетом выявлены следующие нарушения обязательных требований в сфере социального обслуживания, установленных нормативными актами Российской Федерации, Ленинградской области:
- в связи с неукомплектованностью штата Общества в необходимом количестве кадрами с учетом пунктов 2.2. 2.4, 2.5, 2.6, 3.2, 6.1 приложения N 12 к Порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 (далее - Порядок N 606), Общество в 2018 году фактически не осуществляло проведение оздоровительных мероприятий (лечебная физкультура и массаж), занятий по адаптивной физической культуре, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, консультирования по социально-медицинским вопросам, социально-психологического патронажа, обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации инструктором по лечебной физкультуре, не представило документы, подтверждающие оказание Обществом вышеперечисленных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества в необходимом количестве кадрами с учетом пунктов 2.2. 2.4, 2.5, 2.6, 3.1, 6.1 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2018 году не предоставлялись вышеперечисленные услуги, не представлены документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми;
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пунктов 2.5, 7.2 приложения N 12 к Порядку N 606 в 2019 году Общество фактически не проводило занятия по адаптивной физической культуре, оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности, Общество не представило документы, подтверждающие оказание данных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2019 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, не представило документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми;
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 12 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2020 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, Общество не представило документы, подтверждающие оказание Обществом вышеперечисленных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2020 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, Общество не представило документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми.
Выявленные Комитетом нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.02.2021 N 1, при этом, как указано в акте, отражение Обществом всех названных социальных услуг в справках-расчетах размера компенсации за периоды с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020 как фактически оказанных Обществом, привело к назначению и выплате ему излишней суммы компенсации за предоставление социальных услуг в сумме 1 995 953 руб. 27 коп.
Кроме перечисленных, в акте от 25.02.2021 N 1 отражены следующие нарушения законодательства, допущенные Обществом:
- в нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Обществе отсутствуют локальные нормативные акты о назначении сотрудников, ответственных за сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объекте социальной инфраструктуры;
- в нарушение пункта 5.1.15 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" по продольным краям марша пандуса отсутствуют бортики, у пандуса отсутствует двустороннее ограждение с поручнями;
- в нарушение пункта 6.1.5 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" дверной проем на эвакуационный выход N 2 составляет 0,78 (вместо минимальных 0,9 м);
- санитарно-гигиеническое помещение N 5 не соответствует требованиям упомянутого свода правил.
По факту выявленных нарушений Комитет 25.02.2021 выдал Обществу предписание N 1, которым обязал его:
- в срок до 12.03.2021 обеспечить предоставление социальных услуг их получателям в соответствии со стандартами оказания таких услуг, требованиями, установленными в приложениях N 12, 13 к порядку N 606 (пункт 1);
- в течение 14 рабочих дней с момента получения предписания возвратить в бюджет Ленинградской области 1 995 953 руб. 27 коп., полученные Обществом на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 N 578 "Об утверждении Порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)" (далее - Порядок N 578) (пункт 2);
- до 10.03.2021 оформить локальные нормативные акты о назначении сотрудников, ответственных за сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и помощи им на объекте (пункт 3);
- до 01.05.2021 устранить выявленные в ходе проверки нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (пункт 4).
Считая предписание Комитета незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Апелляционный суд, исходя из требования Общества об обжаловании решения только в части выводов по пункту 2 предписания, признал выполненный Комитетом расчет суммы излишне полученной Обществом компенсации за 2018 и 2019 год необоснованным, в связи с чем, отменив решение суда от 08.06.2021 в части, признал недействительным пункт 2 оспариваемого предписания.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судами норм материального и процессуального права, считает постановление апелляционного суда не подлежащим отмене исходя из следующего.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
Правовое регулирование указанной сферы осуществляется на основании Закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 442-ФЗ).
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Во исполнение части 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ утвержден Порядок N 578.
Согласно пункту 4 Порядка N 578 размер компенсации поставщику социальных услуг осуществляется в соответствии со статьей 6 областного закона Ленинградской области от 30.10.2014 N 72-оз "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области" в пределах тарифа на социальные услуги, установленного Правительством Ленинградской области.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 6 Порядка N 578 поставщик социальных услуг в целях получения предусмотренной законодательством компенсации представляет заверенную им копию договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг, которому в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством социальные услуги предоставляются бесплатно и(или) за частичную плату, с приложением копий документов, заверенных в установленном порядке, на основании которых поставщиком социальных услуг принято решение об оказании социальных услуг бесплатно либо за частичную плату в соответствии с порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденными Правительством Ленинградской области (предоставляется однократно после заключения договора между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг); акт выполненных работ о предоставлении социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Согласно постановлению Правительства Ленинградской области N 577 от 19.12.2014 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги, размере платы за предоставление социальных услуг и порядке взимания платы за их предоставление", тарифы на социальные услуги устанавливаются в зависимости от форм социального обслуживания по видам социальных услуг, предусмотренных перечнем социальных услуг.
Признавая недействительным пункт 2 предписания, апелляционный суд исходил из неверного расчета сумм излишней компенсации на оказание услуг за 2018 - 2019 годы, произведенного Комитетом в соответствии с неприменимыми в данном случае положениями постановлений Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502, от 21.11.2018 N 453, от 18.11.2019 N 530.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" для учреждений такого типа как Общество (стационар с постоянным проживанием получателей услуг на отделениях активного долголетия и на отделениях активного милосердия (Приложения N 12, 13 к Постановлению N 606) в перечень услуг, на которые установлен единый тариф, включены социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги и прочие услуги.
При этом названное Постановление не предусматривает разбивки единого тарифа на составляющие части по видам оказываемых социальных услуг (пункты 2.2 Приложений N 12, 13).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502 утвержден единый тариф на комплекс социальных услуг (так называемый "пакет") на 2018 год в стационарной форме с постоянным проживанием в отделениях активного долголетия из расчета на одного получателя социальных услуг в месяц - 1440 руб. (Приложение N 21 к Постановлению N 502); аналогичным образом определен тариф на социальные услуги в 2019, 2020 годах.
Как установлено апелляционным судом, Комитетом в расчете применены тарифы, установленные в иных приложениях к Постановлению N 502, для отдельных видов услуг, в том числе оказываемых не в стационарных условиях.
Между тем, данное постановление Правительства не содержит указания на возможность дробления единого тарифа с целью выделения из него стоимости отдельных его частей, не содержит методики их определения, не содержит указания на возможность вычитания из суммы тарифа какой-либо его части в случае неоказания (недооказания) какой-либо услуги из списка.
Учитывая, что расчеты по оказанию Обществом услуг производятся по единому тарифу, применение использованных Комитетом тарифов по аналогии в отсутствии установленных тарифов на все виды оказываемых услуг суд апелляционной инстанции правомерно посчитал необоснованным.
Кроме того, апелляционным судом отмечено, что в представленном Комитетом расчете в графе "количество социальных услуг" проставлены цифровые значения, которые не следуют из акта проверки, а по двум разновидностям услуг в 2018 году за основу принято различное количество получателей услуг в год, что также опровергает правильность расчета.
Довод Комитета о том, что нехватка медицинского персонала определенной квалификации и отсутствие лицензии на некоторые виды услуг подтверждает неоказание Обществом предъявленных к компенсации услуг получил правовую оценку апелляционного суда и признал несостоятельным.
Особенности и количество предоставления услуг, а также конкретные показатели качества их оказания установлены в Постановлении N 606. Согласно Приложению N 12 к Порядку N 606, оздоровительные мероприятия, в перечень которых входят, в частности, массаж, ЛФК и адаптивная физкультура, проводятся с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг и рекомендации врача (пункт 2.2).
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции на основе представленных в материалы дела документов установил, что услуги оказывались Обществом по индивидуальным программам, которые приняты получателями по актам без возражений и замечаний; конкретные получатели услуг Комитетом в ходе проверки на предмет качества оказываемых услуг, либо их неоказания не опрашивались; в представленных суду документах не указано какому количеству получателей социальных услуг, с учетом индивидуальных программ предоставления социальных услуг, состояния здоровья и рекомендаций врача, были показаны конкретные виды услуг - массаж, ЛФК и адаптивная физкультура. Кроме того, в состав услуги "Оздоровительные мероприятия" помимо услуги массажа, ЛФК и адаптивной физкультуры входят и иные услуги, оказание которых при проверке не ставилось под сомнение.
Как обоснованно указал апелляционный суд, в отсутствие указанной информации не представляется возможным сделать обоснованный вывод о количестве соответствующих услуг, подлежавших оказанию, и о сумме компенсации, излишне полученной в связи с их неоказанием.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, сама по себе недоукомплектованность штата Общества кадрами в необходимом количестве не является безусловным основанием для вывода о неоказании услуг.
Комитетом не опровергнуто, что с учетом наличия в деле доказательств принятия услуг получателями без возражений, работники Общества, в том числе социальный работник и врач-терапевт, могли оказывать такие спорные услуги как "проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни" и "консультирование по социально-медицинским вопросам". Обратного акт проверки не содержит.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу, что выполненный Комитетом расчет суммы излишне полученной Обществом компенсации за 2018 и 2019 год не может быть признан обоснованным.
Оснований не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы Комитета повторяют его позицию по делу, которой суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Несогласие с выводами апелляционного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование Комитетом положений закона не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции не допущено, а исследование фактических обстоятельств дела к компетенции суда округа не относится.
Нарушений апелляционным судом норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы Комитета не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-29175/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по социальной защите населения Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая недействительным пункт 2 предписания, апелляционный суд исходил из неверного расчета сумм излишней компенсации на оказание услуг за 2018 - 2019 годы, произведенного Комитетом в соответствии с неприменимыми в данном случае положениями постановлений Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502, от 21.11.2018 N 453, от 18.11.2019 N 530.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" для учреждений такого типа как Общество (стационар с постоянным проживанием получателей услуг на отделениях активного долголетия и на отделениях активного милосердия (Приложения N 12, 13 к Постановлению N 606) в перечень услуг, на которые установлен единый тариф, включены социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги и прочие услуги.
...
Особенности и количество предоставления услуг, а также конкретные показатели качества их оказания установлены в Постановлении N 606. Согласно Приложению N 12 к Порядку N 606, оздоровительные мероприятия, в перечень которых входят, в частности, массаж, ЛФК и адаптивная физкультура, проводятся с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг и рекомендации врача (пункт 2.2).
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-29175/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по социальной защите населения Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2022 г. N Ф07-2667/22 по делу N А56-29175/2021