22 апреля 2022 г. |
Дело N А56-47917/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу Ибаева М.Р. (доверенность от 12.01.2022 N 15-10/00584), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Ибаева М.Р. (доверенность от 24.01.2022 N 04-07/02465), от общества с ограниченной ответственностью "Орион-Строй" Ноздрачевой А.Ю. (доверенность от 19.04.2022),
рассмотрев 21.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-47917/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орион-Строй", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 59, лит. Ф, пом. 1-Н, оф. 367, ОГРН 1177847155782, ИНН 7842133766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861, ИНН 7813200915 (далее - Инспекция), от 07.04.2021 N 42744А об отказе в государственной регистрации в отношении Общества; признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), от 30.04.2021 N 16-19/27455@ об отказе в удовлетворении жалобы Общества на решение Инспекции от 07.04.2021 N 42744А; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "БЦ "Полюстровский", "Бизнес-Центр".
Решением суда от 13.08.2021, с учетом определения суда от 15.09.2021 об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены, решения Инспекции от 07.04.2021 N 42744А и Управления от 30.04.2021 N 16-19/27455@ признаны недействительными. Суд обязал Инспекцию внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в сведения об адресе Общества на следующий адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 59, лит. Ф, пом. 1-Н, оф. 367.
Постановлением апелляционного суда от 08.12.2021 решение от 13.08.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит обжалуемые судебные акты в части признания незаконным решения Управления по жалобе от 30.04.2021 N 16-19/27455@ отменить, принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований к Управлению. Податель жалобы указывает, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 57), решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. Поскольку решение Управления от 30.04.2021 N 16-19/27455@, по мнению кассатора, не изменяет правового статуса решения Инспекции, не является новым решением, не затрагивает права заявителя по делу, не возлагает на Общество дополнительной обязанности, не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований к Управлению.
В судебном заседании представитель Управления и Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно: в сведения об адресе нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества.
Общество просило внести в ЕГРЮЛ сведения о своем местонахождении по следующему адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 59, лит. Ф, пом. 1-Н, оф. 367.
На государственную регистрацию Обществом представлены следующие документы: заявление по форме Р13014; решение единственного участника Общества от 16.02.2021; договор субаренды от 16.02.2021 N 775, согласно которому Общество получает во временное владение и пользование нежилое помещение (офис), являющееся местом нахождения Общества; договор аренды недвижимости от 11.02.2020 N 86/20 между собственником здания ООО "Бизнес-центр Полюстровский" и арендатором - ООО "Бизнес-центр"; гарантийное письмо от 01.03.2021 от ООО "Бизнес-Центр"; выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта.
Инспекцией принято решение от 07.04.2021 N 42744А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица Общества в связи с недостоверностью сведений, представленных на регистрацию.
К выводу о недостоверности сведений Инспекция пришла в связи с тем, что от собственника здания и арендодателя поступили возражения против регистрации Общества по указанному адресу. Соответствующие возражения представлены в материалы дела.
Не согласившись с решением Инспекции от 07.04.2021 N 42744А, Общество обратилось в Управление с жалобой на решение об отказе в государственной регистрации в порядке главы VIII.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Решением Управления по жалобе Общества от 30.04.2021 N 16-19/27455@ отказано в удовлетворении жалобы Общества.
Ссылаясь на то, что принятыми решениями нарушаются права Общества, которые выражаются в создании препятствий для внесения достоверных сведений об Обществе, а именно: сведений об адресе нахождения постоянно действующего исполнительного органа, что в свою очередь ограничивает право Общества на осуществления связи с ним, в частности, на получение юридически значимых сообщений от третьих лиц, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды обеих инстанций исходили из установленных фактических обстоятельств и подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права.
Поскольку судебные акты в части удовлетворения исковых требований к Инспекции сторонами не обжалуются, их правомерность в указанной части в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не проверяет.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В постановлении Пленума N 57 даны разъяснения по возникающим вопросам, связанным с применением положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы.
В силу статьи 2 Закона N 129-ФЗ, статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с изменениями и дополнениями), федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, то есть является регистрирующим органом.
Процедура обжалования решения об отказе в государственной регистрации предусмотрена главой VIII. 1 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном названным Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд (абзац третий пункта 1 названной статьи).
Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, и (или) в суд. Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке (пункт 2 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ).
Законом N 129-ФЗ предусмотрен порядок последовательного обжалования решений налогового органа. Таким образом, в арбитражном суде подлежало рассмотрению не только требование о признании незаконным решения Инспекции от 07.04.2021 N 42744А, но и требование в отношении решения Управления от 30.04.2021 N 16-19/27455@.
Суды обеих инстанций, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что решение Инспекции от 07.04.2021 N 42744А об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.
Поскольку Управление по жалобе Общества не дало надлежащей правовой оценки вынесенному Инспекцией решению, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что решение от 30.04.2021 N 16-19/27455@ также подлежит признанию незаконным и отмене.
Таким образом, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают приведенные выводы арбитражных судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А56-47917/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит обжалуемые судебные акты в части признания незаконным решения Управления по жалобе от 30.04.2021 N 16-19/27455@ отменить, принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований к Управлению. Податель жалобы указывает, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 57), решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. Поскольку решение Управления от 30.04.2021 N 16-19/27455@, по мнению кассатора, не изменяет правового статуса решения Инспекции, не является новым решением, не затрагивает права заявителя по делу, не возлагает на Общество дополнительной обязанности, не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований к Управлению.
...
В постановлении Пленума N 57 даны разъяснения по возникающим вопросам, связанным с применением положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы.
В силу статьи 2 Закона N 129-ФЗ, статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с изменениями и дополнениями), федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, то есть является регистрирующим органом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2022 г. N Ф07-3677/22 по делу N А56-47917/2021