25 апреля 2022 г. |
Дело N А42-2926/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
рассмотрев 25.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А42-2926/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Адмирала флота, д. 10 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области, адрес: 183010, г. Мурманск, пр. Кирова, д. 14/2 (далее - Управление), о признании недействительными акта проверки от 11.02.2021 и представления от 24.03.2021 N 6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 1 (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021, заявленные Учреждением требования удовлетворены в части; по требованию Учреждения о признании недействительным акта выездной проверки от 11.02.2021 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения требований Учреждения и принять в этой части новый судебный акт, которым отказать Учреждению в заявленных требованиях.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинский организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой короновирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в закрытом перечне, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Перечень). При этом, выбор допускается только из поименованных в Перечне изделий из позиций номенклатуры классификации медицинских изделий, приведенных в данном Перечне и их производителей с рекомендацией отдавать предпочтение российским производителям. Как указывает Управление, системам дозирования жидкостей, приобретенным Учреждением по регистрационному удостоверению от 05.09.2012 N ФСЗ 2012/12827 не присвоен числовой код вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификаций медицинский изделий. Ни система дозирования жидкостей, ни входящие в ее комплектность адаптеры, не входят в Перечень изделий, приобретение которых возможно за счет средств выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Министерству здравоохранения.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение и Министерство просят отказать в ее удовлетворении, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными в обжалуемой части.
От Учреждения в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе Управления, в связи с пропуском Управлением срока на обжалование судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку Управлением не нарушен процессуальный срок для обращения с кассационной жалобой (кассационная жалоба отправлена путем почтового отправления 25.02.2022 года, то есть в установленный законом срок).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказов от 22.12.2020 N 332 "О назначении внеплановой выездной проверки государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи", от 25.12.2020 N 339 "О внесении изменений в приказ от 22.12.2020 N 332 "О назначении внеплановой выездной проверки государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи", Управлением проведена проверка соблюдения Учреждением целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р и N 2806-р.
В ходе проверки Управлением установлено, что Учреждением в целях дооснащения централизованной клинико-диагностической лаборатории, а именно системы дозирования жидкостей QIAgility, заключен договор от 26.11.2020 N 2611/1396 (далее - договор) с обществом с ограниченной ответственностью "Техлабсервис" (далее - ООО "Техлабсервис") на сумму 388 600 руб. на поставку расходных материалов в соответствии со спецификацией приложения N 1.
Во исполнение условий договора ООО "Техлабсервис" поставило Учреждению адаптер для 32 пробирок объемом 1,5 мл Adapter, Flip-Cap 32x1.5ml Tapered-Base, в количестве 5 штук; адаптер для 96 пробирок объемом 0,2 мл Adapter, Flip-Cap 96x0.2ml PCR Tubes, в количестве 2 штук.
На поставленные расходные материалы проверяющим была предоставлена копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.09.2012 N ФСЗ 2012/12827 "Система дозирования жидкостей автоматическая прецизионная QIAgility с принадлежностями", заверенная и скрепленная печатью и подписью генерального директора ООО "Техлабсервис". В приложении к регистрационному удостоверению от 05.09.2012 N ФСЗ 2012/12827 в пунктах 1.3 и 1.4 перечислены адаптеры для 96 ПЦР пробирок на 0,2 мл (не более 2 шт.) и адаптеры для 32 пробирок объемом 1,5 мл (1 шт.), входящие в состав системы дозирования жидкостей QIAgility.
Обязательства по договору исполнены Учреждением за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленных в рамках дополнительного соглашения от 16.11.2020 N 33 к соглашению N А-09/01/2020-01-04 о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, заключенному между Министерством и Учреждением.
Вместе с тем, Управление, изучив представленные документы, пришло к выводу, что Учреждение допустило нарушение, выразившееся в использовании средств субсидии в сумме 388 600 руб. на закупку расходных материалов, не включенных в Перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, Управление установило, что в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.roszdravnadzor.gov.ru, системе дозирования жидкостей QIAgility по регистрационному удостоверению от 05.09.2012 N ФСЗ 2012/12827 не присвоен числовой код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. В регистрационном удостоверении от 05.09.2012 N ФСЗ 2012/1287, представленном Учреждением в ходе проверки, в строке "Вид медицинского изделия" стоит прочерк.
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт выездной проверки от 11.02.2021 в отношении Учреждения, и на основании указанного акта Управлением вынесено представление от 24.03.2021 N 6, которым на Учреждение возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в настоящем представлении (должностным лицам, ответственным за осуществление финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, повысить знание законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренний контроль, персональную ответственность), принять меры по возврату (возмещению) неправомерно использованных средств субсидии в сумме 388 600 руб. и о результатах исполнения представления проинформировать Управление до 28.05.2021.
Кроме того, Учреждение предупреждено о наступлении административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае невыполнения в установленный срок настоящего представления.
Полагая акт проверки от 11.02.2021 и представление от 24.03.2021 N 6 неправомерными и нарушающими его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, удовлетворил требования Учреждения в части.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
В силу пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В силу статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Удовлетворяя требования Учреждения в части, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Министерству здравоохранения Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 1 000 060 тыс. руб. на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Мурманской области подписано соглашение от 03.11.2020 N 056-17-2020-1128 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (далее - соглашение N 056-17-2020-1128).
Пунктом 4.3.1 соглашения N 056-17-2020-1128 на Мурманскую область возложена обязанность обеспечивать выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 настоящего соглашения.
На основании пункта 3.2 соглашения N 056-12-2020-1128 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующего условия: наличие в Мурманской области не менее 1 лаборатории медициной организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 утверждены правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании дополнительного соглашения от 16.11.2020 N 33 к соглашению N А-09/01/2020-01-04 о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели, заключенному между Министерством и Учреждением, в раздел 3 "Направление расходования и сроки предоставления субсидий" включен пункт 25 - оснащение (переоснащение) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (код - 20-58450-00000-00000; сумма - 388 600 руб.).
Как установлено судами на основании материалов дела, денежные средства, полученные на основании дополнительного соглашения, направлены Учреждением на приобретение адаптера для 32 пробирок объемом 1,5 мл Adapter, Flip-Cap 32x1.5ml Tapered-Base, в количестве 5 штук; адаптера для 96 пробирок объемом 0,2 мл Adapter, Flip-Cap 96x0.2ml PCR Tubes, в количестве 2 штук, в целях дооснащения централизованной клинико-диагностической лаборатории Учреждения.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 в перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входит устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий - 318660).
Согласно государственному реестру медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к коду 318660, в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, относятся изделия с различными наименованиями: прибор для преаналитической подготовки ПЦР-анализов; система автоматическая для выделения нуклеиновых кислот; прибор для выделения и очистки нуклеиновых кислот и подготовки реакционных смесей; экстрактор нуклеиновых кислот; станция автоматическая для пробоподготовки и выделения нуклеиновых кислот и белков; устройство пробоподготовки для выделения нуклеиновых кислот вирусов из биологического материала; комплекс аппаратный для автоматизированного выделения и очистки нуклеиновых кислот из биологических образцов; система автоматизированной пробоподготовки; станция для автоматического выделения нуклеиновых кислот и т.д.
Все перечисленные медицинские изделия используются на стадии выделения нуклеиновых кислот (их функции направлены на организацию одного процесса).
Судами установлено, что Учреждение на средства субсидии приобрело адаптер для 32 пробирок объемом 1,5 мл Adapter, Flip-Cap 32x1.5 ml Tapered-Base, в количестве 5 шт.; адаптер для 96 пробирок объемом 0,2 мл Adapter, Flip-Cap 96x0,2 ml PCR Tubes, в количестве 2 шт.
В соответствии с руководством пользователя установка QIAgility разработана в целях автоматической настройки ПЦР и действий по обработке жидкостей. Приобретенные Учреждением адаптеры являются расходными материалами по отношению к системе дозирования жидкостей QIAgility.
Как указали суды, по своему функциональному назначению адаптеры соответствуют описанию по коду 318660 в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, предназначаются для использования вместе с имеющейся в Учреждении системой дозирования жидкостей автоматической прецизионной QIAgility, производящей автоматическую преаналитическую подготовку проб при проведении исследований методом полимеразной цепной реакции (добавление проб в лизирующий раствор) для дальнейшего выделения нуклеиновых кислот, а также автоматическое раскапывание выделенных нуклеиновых кислот в готовую реакционную смесь.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками.
Потребность в оснащении (переоснащении) лабораторий медицинских организаций связана с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID19 и необходимостью увеличения количества исследований.
Таким образом, приобретение Учреждением спорных адаптеров с целью дооснащения лаборатории, для использования с установкой (системой дозирования жидкости) КИАгилити при выполнении лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, позволило осуществить переход на полностью автоматический непрерывный режим проведения лабораторных исследований, что значительно снижает риск ложноположительных результатов исследований.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснащение (переоснащение) Учреждения осуществлено медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764.
Кроме того, производителем системы дозирования жидкостей автоматической прецизионной QIAgility с принадлежностями, получено новое регистрационное удостоверение от 23.03.2021 N ФСЗ 2012/12827 и в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, системе дозирования жидкостей автоматической прецизионной QIAgility присвоен код вида медицинского изделия 318660.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не усмотрели в действиях Учреждения нарушений бюджетного законодательства, в связи с чем правомерно признали обоснованными требования Учреждения в части и удовлетворили их.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А42-2926/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указали суды, по своему функциональному назначению адаптеры соответствуют описанию по коду 318660 в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, предназначаются для использования вместе с имеющейся в Учреждении системой дозирования жидкостей автоматической прецизионной QIAgility, производящей автоматическую преаналитическую подготовку проб при проведении исследований методом полимеразной цепной реакции (добавление проб в лизирующий раствор) для дальнейшего выделения нуклеиновых кислот, а также автоматическое раскапывание выделенных нуклеиновых кислот в готовую реакционную смесь.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками.
Потребность в оснащении (переоснащении) лабораторий медицинских организаций связана с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID19 и необходимостью увеличения количества исследований.
Таким образом, приобретение Учреждением спорных адаптеров с целью дооснащения лаборатории, для использования с установкой (системой дозирования жидкости) КИАгилити при выполнении лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, позволило осуществить переход на полностью автоматический непрерывный режим проведения лабораторных исследований, что значительно снижает риск ложноположительных результатов исследований.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснащение (переоснащение) Учреждения осуществлено медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2022 г. N Ф07-3384/22 по делу N А42-2926/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3384/2022
25.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33015/2021
27.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33015/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2926/2021