25 апреля 2022 г. |
Дело N А56-6965/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Линту" Федосеевой И.С. (доверенность от 29.08.2019), от Министерства обороны Российской Федерации Коноваловой А.В. (доверенность N 207/4/105д), от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации" Лемпицкого П.А. (доверенность от 14.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Линту" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А56-6965/2021,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Линту", адрес: 194362, Санкт-Петербург, пос. Парголово, Старожиловская ул., д. 2, лит. А, кв. 52, ОГРН 1197847040786, ИНН 7802685672 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района, адрес: 188650, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, ул. Молодцова, д. 7, корп. 2, ОГРН 1054700123510, ИНН 4703083424 (далее - Администрация), о признании незаконным выраженного в выписке из протокола N 23 заседания межведомственной земельной комиссии Администрации от 24.11.2020, утвержденного постановлением Администрации от 30.11.2020 N 992, решения Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления Товариществу без проведения торгов в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения садоводства земельного участка площадью 181 000 кв.м в кадастровом квартала 47:08:0103001 с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и об обязании Администрации предварительно согласовать предоставление названного участка и утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), и федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 199435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, стр. 2, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.09.2021 и постановление от 22.12.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли сведения, представленные Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) на запрос Администрации относительно отсутствия пересечений участка с землями лесного фонда, не исследовали документы территориального планирования.
Товарищество считает необоснованными выводы судов относительно нахождения испрашиваемой территории в ведении Министерства обороны, ссылается на недоказанность факта нахождения на этой территории лесов.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Министерства и Управления возражали против ее удовлетворения, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением от 10.11.2020 о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка площадью 181 000 кв.м (состоящего из двух контуров площадью 105 000 кв.м и 76 000 кв.м) и об утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане территории. К соответствующему заявлению Товарищество приложило схему расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления Товарищества межведомственной земельной комиссией Администрации 24.11.2020 принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления участка на основании пункта 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) - со ссылкой на произрастание на участке лесных насаждений, числящихся на учете в Морозовском лесничестве Министерства и отсутствие согласования схемы расположения участка с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в связи с выявлением несоответствия количества учредителей Товарищества требованиям пунктов 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и ввиду отсутствия подъездных путей к испрашиваемой территории.
Товарищество, полагая указанное решение Администрации незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия совокупности условий для удовлетворения заявленных Товариществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 16 названной статьи одним из таких оснований является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, которые, в частности, предполагают, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ); недопущение образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании (пункт 4 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы.
Согласно пункту 11 названной статьи основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, является получение органом, рассматривающим заявление об утверждении схемы, уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании такой схемы.
Как установили суды, Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка в кадастровом квартале 47:08:0103001 и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Представленные заявителем схемы расположения земельного участка направлялись Администрацией на согласование в Комитет в порядке реализации положений статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Комитет, в свою очередь, уведомил Администрацию о направлении схемы на согласование в порядке пункта 3 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Согласно письму от 14.10.2020 поступившие таким образом в Министерство обращения о согласовании схемы были направлены им для рассмотрения в Управление как орган по осуществлению полномочий Министерства в сфере управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, со ссылкой на расположение в границах кадастрового квартала 47:08:0103001 Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Ранее Управление письмом от 04.08.2019 в ответ на запрос Администрации о предоставлении информации о наличии/отсутствии земель лесного фонда по материалам лесоустройства Министерства обороны Российской Федерации в границах испрашиваемого участка площадью 105 000 кв.м сообщало, что этот участок входит в границы Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации и покрыт лесными насаждениями.
В письме от 06.04.2020 Управление также указало на расположение участка с границах Морозовского лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (в частности, в границах квартала 132 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества), на покрытие его на лесными насаждениями, на закрепление лесов на данной территории за Управлением приказом Министерства от 13.04.1999 N 86/136 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - Порядок); в письме от 25.11.2020 отметило, что возражает относительно образования земельных участков, указав, что испрашиваемая территория густо покрыта лесными насаждениями, ее использование повлечет осуществление мероприятий по вырубке.
Согласно пункту 1 Порядка под закреплением лесов в названном документе понимается передача федеральному органу исполнительной власти по вопросам обороны лесов, расположенных на землях обороны.
Закреплению подлежали расположенные на землях обороны леса, ранее входившие в лесной фонд, по состоянию на 1 января 1998 года, а также леса, расположенные на землях, предоставляемых для нужд обороны после 1 января 1998 года.
В соответствии с пунктом 2 Порядка закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключались из состава лесного фонда.
В отношении лесов, закрепленных за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, применяются устанавливаемые в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации: разделение лесов по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности; порядок определения расчетной лесосеки и возраста рубок леса; порядок заготовки древесины и способы рубок; порядок проведения лесоустройства (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка на федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды установили, что испрашиваемый участок находится в границах 132 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленного за Управлением, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135. Управлением представлены схемы наложения участка на территорию лесничества (т.д. 1, л. 129, 130).
Доказательства, опровергающие покрытие испрашиваемой территории лесной растительностью, Товариществом не представлены.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, в том числе с учетом позиции Управления, изложенной в письме от 25.11.2020, о наличии у него возражений относительно образования земельного участка на спорной территории, суды применительно к положениям пунктов 3, 4, 6 и 11 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, пунктов 6, 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ, правомерно посчитали, что оснований для признания оспариваемого решения Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А56-6965/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Линту" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды установили, что испрашиваемый участок находится в границах 132 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленного за Управлением, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135. Управлением представлены схемы наложения участка на территорию лесничества (т.д. 1, л. 129, 130).
...
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, в том числе с учетом позиции Управления, изложенной в письме от 25.11.2020, о наличии у него возражений относительно образования земельного участка на спорной территории, суды применительно к положениям пунктов 3, 4, 6 и 11 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, пунктов 6, 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ, правомерно посчитали, что оснований для признания оспариваемого решения Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2022 г. N Ф07-2438/22 по делу N А56-6965/2021