27 апреля 2022 г. |
Дело N А05-8135/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 26.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А05-8135/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", адрес: 150003, г. Ярославль, Пятницкая ул., д. 6, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 11.06.2021 N 09-09/281.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы обращает внимание на то, что между Обществом и управляющей организацией спорного многоквартирного дома не заключен договор на поставку коммунального ресурса, в связи с чем предписанием ГЖИ на него незаконно возлагается обязанность возобновить подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС) в данный дом. Кроме того, как указывает Общество, сети ГВС переданы по договору аренды от 01.11.2020 обществу с ограниченной ответственностью "Комсервис" (далее - ООО "Комсервис"), следовательно, именно указанное лицо несет ответственность за содержание названного имущества и является ответственным за подачу ГВС.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Инспекция на основании распоряжения от 04.06.2021 N 09-01/790 в отношении Общества 10.06.2021 провела внеплановую выездную проверку по обращению гражданина, проживающего в доме N 11 по адрес: г. Архангельск, ул. Каботажной с жалобой на ненадлежащее предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС). Проверка проводилась на предмет соблюдения Обществом норматива предоставления коммунальной услуг по ГВС собственникам и пользователям помещений в указанном МКД.
В ходе проверки Инспекция установила, что температура горячей воды в точках водоразбора потребителей дома, в том числе квартиры N 14 по указанному адресу, не соответствует требованиям пункта 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку температура горячей воды в точке водоразбора в квартире N 14 составила 43,4 °C, в квартире N 4 - 46,5 °C. Согласно акту осмотра, составленному представителями Общества, несоблюдение норматива температуры горячего водоснабжения вызвано неисправностью наружных сетей за пределами многоквартирного дома (трубопроводы ГВС до ввода в дом имеют значительные дефекты, утечки).
Результаты проверки зафиксированы и отражены в акте от 10.06.2021 N 09-08/712.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 11.06.2021 N 09-09/281 с требованием в срок до 31.07.2021 возобновить норматив (температуру) предоставления коммунальной услуги по ГВС в точках водоразбора потребителей дома N 11 по ул. Каботажной в г. Архангельске, в том числе квартир NN 4, 14, представить в Инспекцию отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой); коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (абзац девятый); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (абзац десятый); потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац пятнадцатый); ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (абзац семнадцатый).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу с подпункта "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В пункте 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N АКПИ20-84, что требования к качеству коммунальной услуги "горячее водоснабжение" установлены пунктом 5 приложения N 1 к Правилам: температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество является ресурсоснабжающей организацией и на основании пунктов 17 и 21 Правил N 354 является исполнителем коммунальной услуги ГВС для собственников и пользователей многоквартирного дома N 11 по указанному адресу.
Судами двух инстанций установлено, что в ходу проверки по указанному адресу Общество допустило нарушение норматива предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, а именно: температура воды в квартире N 14 составила 43,4 °C, в квартире N 4 - 46,5 °C.
Вместе с тем, как установлено при проверке и не оспаривается Обществом, несоблюдение норматива температуры горячего водоснабжения вызвано неисправностью наружных сетей за пределами многоквартирного дома (трубопроводы ГВС до ввода в дом имеют значительные дефекты, утечки).
Суды двух инстанций правомерно указали, что Общество несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению коммунального ресурса (за бесперебойность поставки и его качество в соответствии обязательными требованиями), в том числе за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами ресурсоснабжающей организации по заключенным им договорам оказания услуг по передаче коммунального ресурса, неразрывно связанных с процессом снабжения покупателя горячей водой. Общество является ответственным за надлежащее горячее водоснабжение дома N 11 по указанному адресу..
Приводимая Обществом в обоснование незаконности оспариваемого предписания ссылка на отсутствие договора, заключенного с управляющей МКД компанией, обоснованно отклонена судами как не соответствующая нормам пункта 4.4 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46, пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
Довод Общества о том, что сети ГВС переданы по договору от 01.11.2020 в аренду ООО "Комсервис", не исключает обязанность заявителя как ресурсоснабжающей организации (исполнителя коммунальной услуги) обеспечить жильцов МКД коммунальной услугой по ГВС. Именно Общество как ресурсоснабжающая организация несет перед потребителями ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, в том числе за действия организации, привлеченной для оказания услуг по передаче теплоносителя, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки ГВС потребителям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, выданного Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий при наличии достаточных фактических оснований.
Иные доводы кассационной жалобы также были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А05-8135/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество является ресурсоснабжающей организацией и на основании пунктов 17 и 21 Правил N 354 является исполнителем коммунальной услуги ГВС для собственников и пользователей многоквартирного дома N 11 по указанному адресу.
...
Приводимая Обществом в обоснование незаконности оспариваемого предписания ссылка на отсутствие договора, заключенного с управляющей МКД компанией, обоснованно отклонена судами как не соответствующая нормам пункта 4.4 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46, пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2022 г. N Ф07-2177/22 по делу N А05-8135/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2177/2022
27.04.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9652/2021
07.12.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9652/2021
27.09.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8135/2021