26 апреля 2022 г. |
Дело N А05-11835/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Куприяновой Е.В.,
рассмотрев 26.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А05-11835/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Профреал", адрес: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, Набережная ул., д. 58, кв. 2, ОГРН 1092901000092, ИНН 2901188591 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ООО "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, г. Архангельск, Поморская ул., д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Компания), о взыскании 884 798,50 руб. долга за оказанные услуги по размещению, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) IV-V классов опасности по договору от 10.01.2020 N 02-2020 (далее - Договор) и 171 817 руб. пеней, начисленных за период с 19.08.2020 по 13.09.2021.
Компания предъявила встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Общества 214 763,22 руб. в возмещение убытков, возникших вследствие недопуска на полигон транспортных средств Компании.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Ряжский авторемонтный завод", адрес: 391962, Рязанская обл., г. Ряжск, Новоряжская ул., д. 86, ОГРН 1026200662531, ИНН 6214000915, акционерное общество "Арзамасский завод коммунального машиностроения", адрес: 607221, Нижегородская обл., г. Арзамас, 3-я вокзальная ул., д. 2, ОГРН 1025201337644, ИНН 5243000523.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2021, с учетом исправления допущенных арифметических ошибок первоначальный иск удовлетворен в части взыскания с Компании в пользу Общества 276 957,13 руб., в том числе: 248 865,37 руб. долга, 28 091,76 руб. неустойки, а также 6177 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины; в удовлетворении остальной части первоначального иска отказано; встречный иск удовлетворен; в результате зачета встречных требований сторон, а также расходов на уплату государственной пошлины по встречному и первоначальному искам с Компании в пользу Общества взыскано 61 376,91 руб. задолженности.
Не согласившись с указанными судебными актами в части частичного удовлетворения первоначального иска, Компания обратилась в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить решение и постановление в обжалуемой части, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно и в отсутствие достаточных правовых оснований не применили к правоотношениям сторон положения постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272); суды неверно распределили бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны требования и возражения сторон, а также неправильно применили положения пункта 4 статьи 1 и пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 29.10.2019 Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Компания (региональный оператор) заключили соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области (далее - Соглашение), в связи с чем Компания была наделена статусом регионального оператора по обращению с ТКО в данном регионе и с 01.01.2020 приступила к выполнению своих обязательств.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе, с ТКО на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 N 144-пп, потоки образованных на территории Вельского района Архангельской области ТКО подлежат направлению на эксплуатируемый Обществом "Полигон д. Погореловская", расположенный в деревне Погореловская муниципального образования "Усть-Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области.
В связи с чем, в целях исполнения своих обязательств перед Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по упомянутому выше Соглашению, в частности, подпункта 5 пункта 3.2, Компания (региональный оператор) и Общество (оператор) 10.01.2020 заключили Договор, по условиям которого (пункты 1.1 и 2.1.1) оператор обязался осуществлять сбор, размещение, захоронение ТКО, а региональный оператор (самостоятельно или силами операторов, привлеченных им для транспортирования ТКО) - передавать ТКО такому оператору и оплачивать услуги по размещению, захоронению ТКО по регулируемым тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Архангельской области, в порядке, на условиях и в сроки, установленные Договором.
В силу пункта 2.1.7 Договора оператор обязался обеспечить доступ для транспортных средств регионального оператора или транспортных средств привлеченных операторов, осуществляющих транспортирование ТКО к местам разгрузки на территории объекта размещения отходов.
Согласно пункту 2.1.8 Договора при приеме отходов на объект размещения оператор осуществляет визуальный контроль поступающих от регионального оператора и операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, на предмет соответствия заявленным видам, компонентному составу, наличию запрещенных для размещения отходов.
В пункте 2.1 Договора оператор и региональный оператор согласовали, что отходы будут соответственно передаваться и приниматься от автотранспортных средств по предоставленному региональным оператором оператору перечню транспортных средств по форме приложения N 3 к Договору.
В свою очередь, региональный оператор обязался предоставить перечень транспортных средств, обеспечивающих транспортирование отходов на полигон оператора, в срок не менее чем за два рабочих дня до начала работы. В случае необходимости, региональный оператор актуализирует перечни и предоставляет их оператору не менее чем за два рабочих дня до начала их действия (пункт 2.3.2 Договора).
Согласно пункту 3.1 Договора учет количества ТКО осуществляется сторонами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В случае если объект оператора не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы ТКО осуществляется исходя из средней плотности ТКО и объема ТКО, определяемого в соответствии с пунктом 11 Правил N 505 (пункт 3.3 Договора).
Согласно пункту 6.5 Договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств по Договору по своевременной оплате предоставленных услуг, оператор вправе направить региональному оператору требование об уплате неустойки (штрафов, пеней).
Пеня в размере, равном 0,1% от несвоевременно оплаченной суммы причитающегося платежа за оказание услуг по захоронению ТКО согласно пункту 5.3 Договора, начисляется за каждый день неисполнения обязательства, но не более 10% от суммы долга.
Общество в период с июля по сентябрь 2020 г. оказало Компании услуги по размещению, захоронению ТКО IV-V классов опасности и направило ей акты и счета для оплаты оказанных услуг: акт от 31.07.2020 N 000143, счет от 31.07.2020 N 144 на 605 356,81 руб.; акт от 31.07.2020 N 000144, счет от 31.07.2020 N 145 на 22 086,40 руб.; акт от 31.08.2020 N 165, счет от 31.08.2020 N 167 на 4 930 руб.; акт от 31.08.2020 N 000168, счет от 31.08.2020 N 169 на 787 750,15 руб.; акт от 30.09.2020 N 000193, счет от 30.09.2020 N 194 на 887 397,63 руб.
Акты от 31.07.2020 N 000143, от 31.08.2020 N 000168, от 30.09.2020 N 000193 подписаны Компанией с разногласиями: акт от 31.07.2020 принят к учету в сумме 484 001,68 руб., акт от 31.08.2020 - в сумме 314 685,08 руб., акт от 30.09.2020 - в сумме 445 288,09 руб.
Компания оплатила оказанные услуги платежными поручениями от 20.08.2020 на 484 001,68 руб., от 08.09.2020 N 3174 на 150 000 руб., от 18.09.2020 N 3429 на 164 685 руб., от 30.09.2020 N 3516 на 27 015,40 руб., от 19.10.2020 N 3731 на 445 288,09 руб.
В направленной в адрес Компании 27.09.2020 претензии Общество потребовало уплатить образовавшуюся задолженность и соответствующие суммы пени.
Оставление Компанией требования претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с первоначальным иском.
Сославшись на причинение неправомерными действиями Общества убытков, Компания обратилась в суд со встречным иском, указав, что поскольку деятельность по организации, сбору и транспортированию отходов напрямую зависит от возможности дальнейшего размещения собранных отходов на полигоне, Общество тем самым препятствовало региональному оператору осуществлять деятельность по сбору и вывозу ТКО.
Оценив с соблюдением требований статей 65, 70, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт наличия задолженности Компании перед Обществом за оказанные в период с июля по сентябрь 2020 г. услуги в размере 248 865,37 руб., неверное определение начальной даты начисления неустойки по задолженности за сентябрь 2020 г., учтя наличие причинно следственной связи между действиями Общества по недопуску на полигон и причиненными Компании убытками в виде перерасчета, произведенного населению Вельского района в связи с неоказанием услуг по вывозу ТКО, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьями 193, 307, 309, 310, 329, 330, 779, 781 ГК РФ, Правилами N 505, Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, начислив пени с 20.10.2020 в сумме 28 091,76 руб., удовлетворил первоначальный иск частично, а встречный иск в полном объеме, произвел зачет встречных требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены в части частичного удовлетворения первоначального иска.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО.
В силу пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 11 Правил N 505 в случае, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы ТКО осуществляется исходя из средней плотности ТКО и объема ТКО, определяемого: а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство; б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Такой порядок расчета, установленный законодательно, стимулирует владельцев полигонов к установлению средств измерения и поддержания их в рабочем состоянии, а также дает возможность владельцам полигонов в случае выхода средств измерения из строя вести учет ТКО в максимально возможном размере в течение 30 дней со дня выхода весов из строя.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, не имеется.
Фактически у сторон возникли разногласия в отношении подлежащего применению при расчетах коэффициента максимально допустимого сжатия отходов.
В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе Договор, акты и счета для оплаты оказанных услуг за период июль - сентябрь 2020 г., учтя неправомерность применения при расчете коэффициента максимально допустимого сжатия отходов положений Постановления N 272, поскольку полученный в результате такого расчета коэффициент не будет являться максимальным, как того требует пункт 11 Правил N 505, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения первоначального иска, произведя при этом перерасчет неустойки.
Как верно указали суды, объект размещения отходов средствами измерения в период с 01.07.2020 по 20.09.2020 оборудован не был, применение при расчете коэффициента максимально допустимого сжатия отходов положений, предусмотренных Постановлением N 272, является необоснованным, поскольку ни производитель транспортного средства, ни оператор, оказывающий услугу по размещению ТКО, не могут контролировать соблюдение региональным оператором либо лицом, осуществляющим транспортировку ТКО, соблюдение положений о допустимых массе и нагрузке на оси эксплуатируемых транспортных средств.
Письмо ООО "Экопрофи" от 24.08.2021 N 1237-08 не доказывает ни факта наличия, ни отсутствия перегруза в спорный период, поскольку взвешивание транспортных средств не производилось в связи с отсутствием на полигоне средств измерений.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что при коммерческом расчете стоимости оказанных услуг Общество руководствовалось условиями Договора и положениями Правил N 505.
Оснований для иных выводов у кассационного суда не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Компании были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А05-11835/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе Договор, акты и счета для оплаты оказанных услуг за период июль - сентябрь 2020 г., учтя неправомерность применения при расчете коэффициента максимально допустимого сжатия отходов положений Постановления N 272, поскольку полученный в результате такого расчета коэффициент не будет являться максимальным, как того требует пункт 11 Правил N 505, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения первоначального иска, произведя при этом перерасчет неустойки.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2022 г. N Ф07-2577/22 по делу N А05-11835/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2577/2022
26.04.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9996/2021
15.12.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9996/2021
21.09.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11835/20