28 апреля 2022 г. |
Дело N А13-16831/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича, О.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Фрязиново" Тяпиной О.В. (доверенность от 03.12.2021),
рассмотрев 27.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Фрязиново" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А13-16831/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Фрязиново", адрес: 160029, г. Вологда, ул. Судоремонтная, д. 44, ОГРН 1103525009070, ИНН 3525243009 (далее - АО "Фрязиново", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области; адрес: 160000, г.Вологда, ул. Предтеченская, д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - ГЖИ, Инспекция) об оспаривании решения от 10.11.2020 N 4130/от об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области и возврате Обществу заявления.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество с указанными судебными актами не согласилось и обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на ошибочную оценку судами обстоятельств дела, без учета того, что вопросы N 4, 5 протокола решения общего собрания, в соответствии с которыми АО "Фрязиново" выбрано в качестве управляющей компании и утвержден договор управления оставлены в силе решением Вологодского городского суда от 06.07.2021 по делу N 2-4113/2021.
ГЖИ, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суде не направило. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). ГЖИ направила отзыв на жалобу в котором с доводами жалобы не согласилась.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество 27.10.2020 обратилось в ГЖИ с заявлением о включении в реестр лицензий Вологодской области многоквартирного дома (МКД) N 13 по улице Судоремонтной города Вологды.
Поскольку при выборе способа управления управляющей организацией в многоквартирном доме, в котором ранее было создано ТСЖ, способ управления подлежал изменению, Общество вместе с заявлением представило протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.09.2020, в котором вторым вопросом повестки дня указано: "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством", а четвертым и пятым пунктами: выбор формы управления домом и выбор в качестве управляющей организации АО "Фрязиново".
При проверке копии заявлений членов ТСЖ "Судоремонтная 13" о выходе из членов ТСЖ от 06.11.2019, Инспекцией было установлено, что форма управления ТСЖ в доме N 13 по улице Судоремонтной сохранена и такая форма управления, как управляющая организация не может быть реализована.
По итогам проверки заявления и представленных Обществом документов и вывода о том, что одновременное совмещение нескольких способов управления домом не допускается, Инспекцией подготовлено заключение, в соответствии с которым установлено несоответствие заявления и представленных документов подпункту "а" пункта 3, подпункту "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
На основании подпункта "а" пункта 9, подпункта "б" пункта 7, пунктов 11, 12 Порядка N 938/пр Инспекцией принято решение от 10.11.2020 N 4130/от об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области и возврате Обществу заявления.
Посчитав отказ ГЖИ по внесению изменений в реестр лицензий незаконным, а свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого решения ГЖИ от 10.11.2020 N 4130/от (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 198 этого же Кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены Порядком N 938/пр.
Согласно пункту 2 названого Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются документы указанные в пункте 3 Порядка.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 данного Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Такое мотивированное обоснование ГЖИ основано на выявленных противоречиях в отношении изменения способа управления многоквартирным домом.
В данном случае в Инспекцию от Общества поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного МКД в связи с изменением способа управления: ликвидацией ТСЖ "Судоремонтная 13" и выбором формы управления - управляющая компания ОАО "Фрязиново" и заключением договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
На основании части 2 статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
В силу подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Общество вместе с заявлением представило протокол собрания собственников помещений МКД N 13 по улице Судоремонтной города Вологды от 21.09.2020 из которого следовало, что по вопросу N 2: "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством" принято положительное решение; по вопросу N 3: "Выбор формы управления домом" принято решение о выборе формы управления домом - управляющая организация; по вопросу N 4 в качестве управляющей организации выбрано ОАО "Фрязиново"; по вопросу N 5 принято решение об утверждении договора управления многоквартирными домом.
Председатель правления ТСЖ обжаловала законность данного протокола и решением Вологодского городского суда от 06.07.2021 по делу N 2-4113/2021 исковые требования Хорьковой Л.В. удовлетворены частично, признаны недействительными решения собственников по вопросу N 2: принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления товарищества Хорьковой Л.В. произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством" и вопросу N 3: выбор формы управления домом. В силу статьи 69 АПК РФ, указанные выводы суда общей юрисдикции являются преюдициальными для настоящего спора.
Следовательно, такой значимый вопрос как форма управления МКД общим собранием собственников (путем решения о ликвидации ТСЖ и выборе формы управления домом - управляющая организация) не разрешен и способ управления указанным жилым домом остался прежним - управление товариществом собственников жилья (судом установлено, что в настоящее время управление домом, содержание общего имущества жилого дома, расчеты за коммунальные услуги осуществляет товарищество; собрание собственников в решении от 15.12.2021 подтвердило выбор формы управления домом - ТСЖ).
В силу положений статьи 161 ЖК РФ одновременный выбор двух форм управления домом: товарищество собственников жилья и управляющая компания, невозможен.
Как было указано выше, по результатам проверки заявления и документов Инспекцией выявлено нарушение подпункта "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, предусматривающего достоверность сведений, содержащихся в заявлении: установлено наличие противоречивых сведений в представленных заявителем документах.
Согласно части 2 статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Во исполнение части 2 статьи 141 ЖК РФ, Обществом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.09.2020, в котором вторым вопросом повестки дня указано: "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством".
К указанному протоколу, Общество представило копии заявлений членов ТСЖ "Судоремонтная 13" о выходе из членов ТСЖ от 06.11.2019, адресованные начальнику инспекции и и.о. генерального директора АО "Фрязиново".
Между тем, как справедливо отметила Инспекция, указанные заявления о выходе из членов ТСЖ подлежали направлению в правление ТСЖ, к исключительной компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса. Председатель правления ТСЖ "Судоремонтная 13" Хорькова Л.В. подтвердила, что в органы правления ТСЖ заявления от членов о выходе из членства ТСЖ в 2019-2020 годах не поступали.
Таким образом, собственники из членов ТСЖ "Судоремонтная 13" не вышли, вышеназванная процедура не соблюдена.
Кроме того, из акта сверки заявлений о вступлении в члены ТСЖ "Судоремонтная 13" и о выходе из членов ТСЖ "Судоремонтная 13", следовало, что заявления о выходе из членов ТСЖ поданы членами, обладающими 12,8 % общей площади дома (12 квартир), тогда как членами ТСЖ "Судоремонтная 13" являются собственники 56 квартир. Следовательно, форма управления ТСЖ на доме N 13 по улице Судоремонтной сохранена, а форма управления - управляющей организацией не может быть реализована.
Доводы Общества, изложенные в заявлении и продублированные им в кассационной жалобе о действительности решений собрания собственников жилья и значимости вопросов N 4 и 5 повестки дня, при установлении судами факта не изменения способа управления МКД, не могут рассматриваться как влияющие на существо спора.
С учетом изложенных обстоятельств и доказательств, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Общество при подаче кассационной жалобы уплатило 3000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 24.02.2022 N 318. В силу статьи 104 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы, как излишне уплаченная.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А13-16831/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Фрязиново" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Фрязиново" (ОГРН 1103525009070, ИНН 3525243009; адрес: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Судоремонтная, дом 44) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 24.02.2022 N 318.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как было указано выше, по результатам проверки заявления и документов Инспекцией выявлено нарушение подпункта "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, предусматривающего достоверность сведений, содержащихся в заявлении: установлено наличие противоречивых сведений в представленных заявителем документах.
Согласно части 2 статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Во исполнение части 2 статьи 141 ЖК РФ, Обществом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.09.2020, в котором вторым вопросом повестки дня указано: "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2022 г. N Ф07-3761/22 по делу N А13-16831/2020