г. Вологда |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А13-16831/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Фрязиново" Тяпиной О.В. по доверенности от 03.12.2021 N 1-3/2189, от товарищества собственников жилья "Судоремонтная 13" Хорьковой М.С. по доверенности от 18.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Фрязиново" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года по делу N А13-16831/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Фрязиново" (ОГРН 1103525009070, ИНН 3525243009; адрес: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Судоремонтная, дом 44; далее - АО "Фрязиново", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным решения от 10.11.2020 N 4130/от.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Судоремонтная 13" (ОГРН 1193525033767, ИНН 3525451305; адрес: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Судоремонтная, дом 13, квартира 17; далее - товарищество, ТСЖ "Судоремонтная 13", ТСЖ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года по делу N А13-16831/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не учел, что вопросы N 4, 5 протокола решения общего собрания, в соответствии с которыми общество выбрано в качестве управляющей компании и утвержден договор управления, оставлены в силе, договор управления собранием собственников от 15.12.2021 расторгнут, что подтверждает его заключение. Считает, что имеет место неполное выявление обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель общества жалобу поддержал.
Товарищество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, в поступившем ходатайстве - рассмотреть дело без участия ее представителя.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество 27.10.2020 обратилось в инспекцию с заявлением о включении в реестр лицензий Вологодской области многоквартирного дома N 13 по улице Судоремонтной города Вологды.
Инспекцией по итогам проверки заявления и представленных обществом документом подготовлено заключение, в соответствии с которым установлено несоответствие заявления и представленных документов подпункту "а" пункта 3, подпункту "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Инспекций на основании подпункта "а" пункта 9, подпункта "б" пункта 7, пунктов 11, 12 Порядка N 938/пр принято решение от 10.11.2020 N 4130/от об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области и возврате ОАО "Фрязиново" заявления.
Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 настоящего Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 этого же Кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок N 938/пр устанавливает порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются указанные в пункте 3 настоящего Порядка документы.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 данного Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Как установил суд первой инстанции, 27.10.2020 в инспекцию поступило заявление ОАО "Фрязиново" о внесении изменений в реестр лицензий, к которому приложены документы, в том числе копия протокола решения собственников помещений многоквартирного дома от 21.09.2020 N 1.
По результатам рассмотрения заявления выявлены несоответствия заявления и документов требованиям подпункта "а" пункта 3 и подпункта "б" пункта 5 Порядка N 394/пр.
Согласно заключению по итогам проверки заявлений обществом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.09.2020. Вторым вопросом повестки дня стоит "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством". Согласно части 2 статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. ОАО "Фрязиново" представлены копии заявлений членов ТСЖ "Судоремонтная 13" о выходе из членов ТСЖ от 06.11.2019, адресованные начальнику инспекции и и. о. генерального директора ОАО "Фрязиново". Заявления о выходе из членов ТСЖ направляются в правление ТСЖ, так как рассмотрение данного вопроса относится к компетенции только данных органов. Согласно пояснениям председателя правления ТСЖ "Судоремонтная 13" Хорьковой Л.В., в органы правления ТСЖ "Судоремонтная 13" заявления от членов о выходе из членства ТСЖ в 2019-2020 годах не поступало. То есть собственники из членов ТСЖ "Судоремонтная 13" не вышли. Кроме того, согласно акту сверки заявлений о вступлении в члены ТСЖ "Судоремонтная 13" и о выходе из членов ТСЖ "Судоремонтная 13" заявления о выходе из членов ТСЖ поданы членами, обладающими 12,8 % общей площади дома или 12 квартир. Членами ТСЖ "Судоремонтная 13" являются собственники 56 квартир. Форма управления ТСЖ на доме N 13 по улице Судоремонтной сохранена. Форма управления - управляющей организацией не может быть реализована.
Инспекцией на основании статьи 161 ЖК РФ сделан вывод о том, что одновременное совмещений нескольких способов управления домом не допускается. При выборе способа управления управляющей организацией в многоквартирном доме, в котором ранее создано ТСЖ, способ управления изменяется. Решение о ликвидации ТСЖ должно быть принято на собрании членов ТСЖ большинством голосов в соответствии со статьей 141 ЖК РФ или на общем собрании собственников в соответствии с частью 2 статьи 141 ЖК РФ.
Следовательно, инспекцией выявлены противоречия в отношении изменения способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
На основании части 2 статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно протоколу собрания собственников по вопросу N 2: "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством" принято положительное решение; по вопросу N 3: "Выбор формы управления домом" принято решение о выборе формы управления домом - управляющая организация; по вопросу N 4 в качестве управляющей организации выбрано ОАО "Фрязиново"; по вопросу N 5 принято решение об утверждении договора управления многоквартирными домом.
Решением Вологодского городского суда от 06.07.2021 по делу N 2-4113/2021 исковые требования Хорьковой Л.В. к ОАО "Фрязиново" о признании протокола общего собрания собственников помещений МКД N 13 по улице Судоремонтной города Вологды от 21.09.2020 удовлетворены частично, признаны недействительными решения собственников по вопросам N 2 "Принятие решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и поручение председателю правления товарищества Хорьковой Любови Викторовне произвести ликвидационные действия в соответствии с действующим законодательством" и N 3 "Выбор формы управления домом".
Таким образом, общим собранием собственников решения о ликвидации ТСЖ "Судоремонтная 13" и выборе формы управления домом - управляющая организация не приняты.
В силу положений статьи 161 ЖК РФ одновременный выбор двух форм управления домом: товарищество собственников жилья и управляющая компания, невозможен.
В данном случае в инспекцию от общества поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного МК в связи с выбором формы управления - управляющая компания ОАО "Фрязиново" и заключением договора управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
По результатам проверки заявления и документов инспекцией выявлено нарушение подпункта "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, предусматривающего достоверность сведений, содержащихся в заявлении, инспекцией установлено наличие противоречивых сведений в представленных заявителем документах.
Вологодским городским судом принято решение о недействительности протокола собрания от 21.09.2020 в части ликвидации товарищества собственников жилья и выбора формы управления - управляющая компания.
Следовательно, решением общего собрания способ управления - товарищество собственников жилья не изменен. Способ управления указанным жилым домом - управление товариществом собственников жилья.
Таким образом, решением суда общей юрисдикции подтверждаются выводы инспекции о наличии противоречивых сведений об изменении способа управления многоквартирным домом.
Доводы общества об отсутствии ограничений в выборе управляющей компании при действующем товариществе собственников жилья судом первой инстанции отклонены, поскольку в соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственниками помещений должна быть выбрана одна форма управления многоквартирным домом.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что в настоящее время управление домом, содержание общего имущества жилого дома, расчеты за коммунальные услуги осуществляет товарищество. Собрание собственников в решении от 15.12.2021 подтвердило выбор формы управления домом - товарищество собственников жилья.
Ссылки апеллянта на сохранение в силу решений собрания по вопросам N 4 и 5 повестки дня коллегией судей не принимаются, поскольку не имеют правового значения, в связи с тем, что способ управления МКД не изменен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал, что обжалуемое решение инспекции является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2021 года по делу N А13-16831/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Фрязиново" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16831/2020
Истец: ОАО "Фрязиново"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: ТСЖ "Судоремонтная 13"