04 мая 2022 г. |
Дело N А56-51753/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Правительства Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенность от 27.12.2021), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доверие "Васильевский остров" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А56-51753/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Доверие "Васильевский остров", адрес: 197198, Санкт-Петербург, Съезжинская ул., д. 37, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1157847362001, ИНН 7813234311 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), от 23.03.2021 N 102-р "Об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов"; обязании Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Обществу земельный участок с кадастровым номером 78:07:0003189:360, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, м.о. Петровский, Ремесленная ул., участок 19, без проведения торгов для размещения объекта бытового обслуживания.
Решением от 25.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, цель предоставления земельного участка была указана в заявлении в соответствии с видом разрешенного использования, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и указание в заявлении иного вида разрешенного использования земельного участка не допускается нормативным регулированием; находящийся на земельном участке объект поставлен на учет как бесхозяйный 04.02.2021, при том что заявление о предоставлении земельного участка подано Обществом 19.12.2018, данный объект занимает крайне незначительную площадь участка и реальность нарушения чьих-либо прав предоставлением участка Обществу, а также наличие оснований отнесения бесхозяйного недвижимого имущества к историческим зданиям административный ответчик не доказал.
Правительство и Комитет в отзыве на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Комитета и Правительства против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своего представителя не направило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 19.12.2018 N 22097 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:07:0003189:360, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, м.о. Петровский, Ремесленная ул., участок 19, в аренду без проведения торгов под объект бытового обслуживания на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Распоряжением Комитета от 23.03.2021 N 102-р в предоставлении участка без проведения торгов отказано на основании пунктов 4, 14 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку заявленная цель использования земельного участка не соответствует утвержденным проекту планировки и проекту межевания территории, в границах испрашиваемого участка расположен объект недвижимости, в отношении которого отсутствуют сведения о правообладателе.
Общество, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 2 той же статьи без проведения торгов договор аренды земельного участка может быть заключен в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43) земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов целевым назначением для строительства объекта бытового обслуживания.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка и их подписание, а также направляет проекты договоров для подписания заявителю; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В Санкт-Петербурге порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, в том числе без проведения торгов, определен Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения Комитет и подведомственное ему Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" после поступления заявления направляют соответствующие запросы в отраслевые органы, после получения заключений которых Комитет при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ЗК РФ или Законом N 282-43, принимает решение об отказе и направляет потенциальному инвестору копию такого решения (пункт 5.6.1 Положения), при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов - осуществляет подготовку соответствующего проекта постановления Правительства (пункт 5.6.2.2 Положения).
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (пункт 4); если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
По сведениям ЕГРН, земельный участок площадью 5782 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003189:360 поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2018; имеет вид разрешенного использования "бытовое обслуживание".
Согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2015 N 728-00 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне Д - зоне всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, а также в зоне Р5 - зоне зеленых насаждений, выполняющих социальные функции, с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, участок расположен в территориальной зоне ТД1-1_1 - общественно-деловой подзоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга с включением объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 N 1264 проектом планировки и проектом межевания территории Петровского острова, ограниченной береговой линией реки Малой Невки, береговой линией реки Ждановки, береговой линией реки Малой Невы, в Петроградском районе испрашиваемый участок расположен в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства N 29 квартала N 2, где предусмотрено строительство коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, многоквартирных жилых домов, гаражей многоэтажных и подземных, объектов дошкольного и начального образования. Таким образом, размещение в зоне N 29 квартала N 2 объектов бытового обслуживания не предусмотрено утвержденной градостроительной документацией.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату подачи Обществом заявления) земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Исходя из части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Документация по планировке территории подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе установления границ земельных участков, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В документации по планировке территории конкретизируются положения документов территориального планирования и градостроительного зонирования (статьи 30, 41, 42 ГрК РФ).
Суды, проанализировав в совокупности документы, регулирующие допустимое использование испрашиваемого земельного участка, правомерно пришли к выводу, что данными документами не предусмотрена возможность размещения на этом участке объекта бытового обслуживания.
Кроме того, как установлено судами, в границах испрашиваемого земельного участка находится объект недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 78:07:0003189:579 (труба кирпичная дымовая), 1911 года создания, поставленное на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Данное обстоятельство в отсутствие определенности с правами на объект также является препятствием для предоставления земельного участка в сформированных границах Обществу в аренду.
При таком положении суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого отказа Комитета и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу по его заявлению без проведения торгов не могут не учитываться разработанная в отношении соответствующей территории градостроительная документация, определяющая конкретные параметры использования данной территории, а также наличие на участке объекта недвижимого имущества, не принадлежащего заявителю, вне зависимости от занимаемой этим объектом площади участка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне уплаченных за него в качестве государственной пошлины Хлебным Евгением Эдуардовичем по чек-ордеру ПАО Сбербанк от 29.12.2021 (операция 4980).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А56-51753/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доверие "Васильевский остров" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Доверие "Васильевский остров", адрес: 197198, Санкт-Петербург, Съезжинская ул., д. 37, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1157847362001, ИНН 7813234311, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Документация по планировке территории подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе установления границ земельных участков, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В документации по планировке территории конкретизируются положения документов территориального планирования и градостроительного зонирования (статьи 30, 41, 42 ГрК РФ).
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне уплаченных за него в качестве государственной пошлины Хлебным Евгением Эдуардовичем по чек-ордеру ПАО Сбербанк от 29.12.2021 (операция 4980)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2022 г. N Ф07-3175/22 по делу N А56-51753/2021