04 мая 2022 г. |
Дело N А26-8700/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольная" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А26-8700/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вольная", адрес: 185005, Республика Карелия, Петрозаводский г.о., г. Петрозаводск, ул. Ригачина (р-н Зарека), д. 47, эт. 3, оф. 12, ОГРН 1161001061220, ИНН 1001314611 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена (Центр р-н), д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее - Министерство), о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 21.09.2020 N 21960/12.4-4, в выкупе земельного участка площадью 25 905 кв. м с кадастровым номером 10:01:0020106:6; обязании Министерства принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату названного земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина (Центр р-н), д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация).
Решением от 13.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что в настоящее время земельный участок используется для эксплуатации, а не для строительства находящихся на нем объектов на основании договора аренды участка, предоставленного в целях эксплуатации объектов; соразмерность испрашиваемой площади земельного участка площади расположенных на нем объектов подтверждается представленным в дело техническим заключением.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и Прокопьев Павел Владимирович заключили договор от 01.08.2016 N 31/01 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:60, представляющего единое землепользование общей площадью 31 553 кв. м и состоящего из двух земельных участков - площадью 5648 кв. м и 25 905 кв. м с кадастровыми номерами 10:01:0020104:87 и 10:01:0020106:6 соответственно, с разрешенным использованием "для строительства спортивного комплекса (аквапарк, крытый ледовый каток, открытый каток, баскетбольная площадка, гимнастический комплекс)", имеющего местоположение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в кадастровых кварталах 10:01:02 01 04, 10:01:02 01 06, сроком на 49 лет.
Согласно разделу 1 договора земельный участок предоставлен для эксплуатации следующих объектов недвижимости:
- баскетбольной площадки, гимнастического комплекса площадью 662,3 кв. м с кадастровым номером 10:01:0020106:27, назначение: сооружение спортивно-оздоровительное, адрес объекта: г. Петрозаводск, Ленинградская ул.;
- здания общей площадью 346,6 кв. м с кадастровым номером 10:01:0020106:18, назначение: нежилое,, адрес объекта: г. Петрозаводск, Вольная ул., д. 19;
- спортивного комплекса (аквапарк, крытый и открытый катки), 1 этап - открытый каток, назначение: нежилое, площадью застройки 719,68 кв. м, кадастровый номер 10:01:0000000:15258, адрес объекта: г. Петрозаводск, Ленинградская ул.
На момент заключения договора Прокопьев П.В. являлся собственником указанных объектов.
По заявлению Прокопьева П.В. в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка - на "среднеэтажные жилые дома с встроенно-пристроенными в нижних этажах объектами бытового, торгового и иного общественного назначения видов использования, территориальная зона - Жс. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:60 в настоящее время оспаривается Министерством в рамках дела N А26-3474/2021.
В связи с переходом к Обществу права собственности на объекты Прокопьев П.В. и Общество заключили соглашение от 15.01.2018 о переходе к последнему прав и обязанностей арендатора по договору от 01.08.2016 N 31/01.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 10.08.2020 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 25 905 кв. м с кадастровым номером 10:01:0020106:6, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости - баскетбольная площадка, гимнастический комплекс с кадастровым номером 10:01:0020106:27 и открытый каток с кадастровым номером 10:01:0000000:15258, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Министерство письмом от 21.09.2020 N 21960/12.4-4 сообщило Обществу об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка по следующим основаниям:
- испрашиваемый земельный участок является составной частью участка с кадастровым номером 10:01:0000000:60, который предоставлялся для строительства спортивного комплекса (аквапарк, крытый ледовый каток, открытый каток, баскетбольная площадка, гимнастический комплекс), однако из представленных документов не усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6 расположен спортивный комплекс, включающий аквапарк, крытый ледовый каток, открытый каток, баскетбольную площадку, гимнастический комплекс, таким образом, арендатором не достигнута цель использования земельного участка, предусмотренная договором аренды от 01.08.2016 N 31/01, достижение которой предоставляет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренное подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 ЗК РФ;
- разрешенное использование земельного участка "среднеэтажные жилые дома с встроенно-пристроенными в нижних этажах объектами бытового, торгового и иного общественного назначения видов использования, территориальная зона - Жс. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" не соответствует заявленным целям его использования;
- площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6 в размере 25 905 кв. м не соразмерна общей площади объектов недвижимости с кадастровыми номерами 10:01:0020106:27 и 10:01:0000000:15258 в размере 1382 кв. м, находящихся на участке.
Общество, считая, что оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2).
Исходя из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка в собственность за плату, в аренду без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи, договор аренды земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
По смыслу приведенных положений ЗК РФ в совокупности, земельный участок, который был предоставлен в аренду для строительства объекта капитального характера, может быть предоставлен в собственность без проведения торгов по основаниям, связанным с нахождением на участке объекта недвижимого имущества, по завершении строительства, то есть по достижении цели, для которой участок был предоставлен в аренду.
Как установлено судами, на испрашиваемом участке в настоящее время отсутствует объект - спортивный комплекс, включающий аквапарк, крытый ледовый каток, открытый каток, баскетбольную площадку, гимнастический комплекс, для строительства которого земельный участок предоставлялся в аренду.
Таким образом, наличие оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6 в собственность без торгов Обществу как собственнику объектов недвижимости, расположенных на участке, заявителем не подтверждено.
Кроме того, суды также правомерно приняли во внимание явную несоразмерность площади испрашиваемого участка (25 905 кв. м) площади расположенных на нем объектов недвижимости (1382 кв. м), наличием которых на участке Общество обосновывало необходимость его выкупа, поскольку приобретение в исключительном порядке земельного участка, площадь которого многократно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости, не направлено на реализацию принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости.
К тому же, на дату обращения Общества за выкупом земельного участка с кадастровым номером 10:01:0020106:6 находящиеся на нем объекты по своему функциональному назначению не соответствовали виду разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержались в ЕГРН, на что также справедливо указано в оспариваемом отказе Министерства.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемый отказ Министерства законным и отказали в удовлетворении требований Общества.
Доводы Общества не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают наличие оснований для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 28.02.2022 N 13.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А26-8700/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольная" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вольная", адрес: 185005, Республика Карелия, Петрозаводский г.о., г. Петрозаводск, ул. Ригачина (р-н Зарека), д. 47, эт. 3, оф. 12, ОГРН 1161001061220, ИНН 1001314611, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
По смыслу приведенных положений ЗК РФ в совокупности, земельный участок, который был предоставлен в аренду для строительства объекта капитального характера, может быть предоставлен в собственность без проведения торгов по основаниям, связанным с нахождением на участке объекта недвижимого имущества, по завершении строительства, то есть по достижении цели, для которой участок был предоставлен в аренду.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 28.02.2022 N 13."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2022 г. N Ф07-3762/22 по делу N А26-8700/2020